Судьба раритета

О монументальном искусстве

Знаете, почему интересно путешествовать по разным городам? Потому, что каждый город похож только сам на себя. Можно, конечно, в Париже и Берлине найти кусочки Минска. Сфотографируешься в каком–нибудь Дюссельдорфе, а тебе не верят, смеются: да это же Минск! Есть и в нашей столице места, напоминающие Париж, Прагу, Москву, Афины, Киев, Рим... Но запоминаются чужие города чем–то совершенно необычным, тем, что не увидишь нигде. Минск — не исключение. Он похож только на себя.


Художник Александр Кищенко приехал в Беларусь в 1963 году, после окончания художественного института во Львове. Молодой, энергичный, дерзкий. Да и время тогда было по–своему славное. Минск активно строился. Появлялись новые районы, улицы, современные здания. Архитекторы работали в связке с художниками–монументалистами, скульпторами. Власть на монументальную пропаганду денег не жалела. Удачные, знаковые работы поощрялись государственными премиями, званиями, грамотами, медалями и орденами.


Александр Кищенко брался за очень объемные и трудоемкие заказы. Ни до него, ни после ни один из художников–монументалистов ничего подобного не делал. Не только в нашей республике, но и во всем Советском Союзе. Достаточно вспомнить комплекс жилых домов микрорайона Восток. Необычными и запоминающимися их сделали огромные мозаичные панно на торцах зданий. Въезжаешь в Минск и удивляешься... А еще было мозаичное панно на Юбилейной площади, посвященное революции. Гобелены и занавес для оперного театра. Гигантский «Гобелен века», кстати, самый большой в мире, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Гостиница «Октябрьская» и ее панно. Мозаика на стене гостиницы «Турист» с символическим названием «Беларусь партизанская»...


Когда я учился в художественном училище, а потом в сегодняшней академии искусств, то вместе с однокурсниками часто ездил и к Востоку, и на Юбилейную площадь, и на Партизанский проспект к гостинице «Турист». Ездил, чтобы поучиться, как надо работать, как надо делать мозаику. Мы фотографировали и перерисовывали работы Александра Кищенко. Ведь они стали не только образцами, но и визитной карточкой города. Они делали и делают наш Минск непохожим на другие города.


По–разному складываются судьбы произведений искусства. Мозаике «Беларусь партизанская» не повезло. Возможно, была допущена какая–то техническая ошибка, технологический просчет, и то, что было сделано с прицелом на века, начало преждевременно разрушаться, кусочки цветной смальты, приклеенной к бетонной стене, посыпались... Сегодня знаменитая, напечатанная во всех журналах и книгах, посвященных советскому монументальному искусству, «Беларусь партизанская» представляет собой печальное зрелище. Ее почти нет. На стене, затянутой сеткой, осталось лишь несколько фрагментов. И уже не фотографируются на ее фоне гости столицы, не останавливаются рядом с панно автобусы с туристами, а экскурсовод не предлагает посмотреть на стену.


А если и взглянешь на нее, то при виде фрагментов былого великолепия сразу хочется опустить глаза. Становится стыдно за город, за себя... Возникает вопрос: «Беларусь уже не партизанская? Подвиг забыт? Юбилеи Победы широко отмечаются парадами, а на реставрацию тематической мозаики денег не нашлось?»


Кто–то может сказать, что поменялось время. Изменились взгляды на монументальное искусство, тема мозаики утратила былую актуальность, художественные средства устарели... Вот цитата из статьи журнала «Архитектура и строительство»: «Монументалист Александр Кищенко и архитектор Лев Погорелов работали как соавторы художественного решения гостиничного комплекса «Турист». Таким образом, монументальное произведение, расположенное на торце здания, придало всему окружению содержательный смысл. Тема работы продиктована названием проспекта и являет собой своеобразный мемориал, в котором сделан акцент на силу и мощь человеческой общности, объединенной одним страстным порывом, горением». Неужели все получилось так, как в той пословице: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter