Судьба неликвида

Почему просроченные продукты нередко остаются на прилавках магазинов?
Почему просроченные продукты нередко остаются на прилавках магазинов?

Недавно в одном из продмагов Барановичского райпо проверяющие из Комитета госконтроля нашли продукты с истекшим сроком годности. Контролеры составили акт, выписали штраф, а через две недели опять явились с проверкой. Правда, в другой магазин. И что вы думаете, к тому времени в райпо сделали выводы и навели в своих торговых точках порядок? Отнюдь! В продаже было 18 (!) наименований просроченных товаров, в том числе вареная колбаса, которая уже целый месяц скучала по невнимательному покупателю.

Хочется посмотреть в глаза хозяевам и продавцам, даже очень хорошим, вежливым, и спросить: «Ну почему вы нас так не уважаете? Ведь нет сейчас дефицита, нет очередей...»

Колбаса массового поражения

Впрочем, сенсации здесь нет. Не так давно специалисты управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета госконтроля Брестской области проверяли магазин «24 часа» Кобринского райпо, где с продажи сняли 17 наименований продукции, опасной для желудка. У многих колбас сроки хранения были превышены на месяц, а у «Вяленой по–королевски» — на целых полтора. Колбаса оказалась «королевой» среди местной тухлятины. Даже пиво, которое задержалось на прилавке на 36 суток дольше, чем положено, ей не конкурент.

В магазине «Кооператор» Брестского рынка на двадцати наименованиях продуктов отсутствовала информация для потребителя: ни тебе даты изготовления, ни сроков хранения. Просроченные сосиски, ливерку, сельдь, кексы и зефир продавцам пришлось срочно убирать с глаз долой.

В брестском магазине N 17 торгового предприятия «Желдорсервис» контролеры забраковали 11 наименований: салями, рагу, овсяные хлопья, майонез и приправу для свинины, у которой тоже, оказывается, есть сроки хранения.

В общем, что ни проверка контролеров, то просроченные продукты.

То ли сам съел, то ли собака

После выявления некачественной продукции сразу же выносится постановление, а товар снимается с реализации. Таковы правила.

— Мы указываем срок, в который хозяин торговой точки должен предоставить документы, подтверждающие, что сделано с просроченным товаром, — рассказала мне заведующая отделом гигиены Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Татьяна Корчик.

Несвежие продукты должны идти на промпереработку, на корм скоту либо уничтожаться — просто вывезти на свалку и сгрузить в одну кучу ни в коем случае нельзя. Бывало, эпидемиологи получали письма, в которых хозяин писал, что купил просроченный товар... для своих нужд, а проверяющим из КГК отвечали, что скормили колбасу собакам. Может, оно и так...

— В государственных магазинах контроль жестче, там должностные лица подписи свои ставят, и у нас нет оснований им не верить. А вот с частниками сложнее, хотя большинство все–таки дорожит своей клиентурой, — считает Татьяна Корчик.

В общем, судьба неликвида остается на совести владельца торговой точки. А потому не исключено, что все вернется на прилавки: в придорожные кафе, привокзальные ларьки, дешевые общепитовские столовые, где покупатели менее требовательны.

— Мы допускаем, что такое может быть. Потому и предупреждаем управление образования, что в школьные столовые, детсады могут поступать продукты с истекшим сроком годности, — говорит Татьяна Корчик.

Кстати, по поручению председателя облисполкома Константина Сумара областной ЦГЭиО взял под особый контроль все «опасные точки» на железнодорожных станциях и вокзалах. Жалобы покупателей заставили эпидемиологов проверять работу своих коллег из отделенческих центров, которые порой закрывают глаза на недостатки в работе придорожных кафе и продмагов.

Так что если заметили на прилавке подозрительный продукт — не стесняйтесь, попросите у продавца сертификат качества. А если вам отказали, позвоните в местный центр гигиены и эпидемиологии — магазин возьмут под контроль.

Справка «СБ»

Супермаркеты США после закрытия избавляются от любой продукции, просроченной хотя бы на час. Она складывается в пакеты и выносится на улицу. К фирменному магазину в одно и то же время подходит спецавтомобиль и на глазах служащих–контролеров все прессует. За этим — престиж фирмы, ее доброе имя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter