Куда заведет страны Балтии американская и европейская мечта

Судьба лимитрофа

Внимание мировых СМИ и экспертного сообщества сегодня приковано к Ближнему Востоку. И это неудивительно: палестино‑израильский конфликт влияет на всю планету, грозя перерасти в большую региональную войну, которая, в свою очередь, вполне может затянуть в воронку насилия и страны, расположенные вдали от Восточного Средиземноморья. Однако пока ЦАХАЛ и ХАМАС сражаются на развалинах Газы, на другом конце Евразии складывается не менее взрывоопасная ситуация.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Хочу сказать буквально несколько слов своим соседям, а точнее — народам соседних стран: полякам, литовцам, латышам. Знайте! Мы не рисуем планы вмешательства в вашу жизнь. Мы желаем вам только добра, счастья и мира! Но этот мир сегодня настолько хрупкий, что любое неосторожное движение может привести к тяжелейшим и непоправимым последствиям. Очень не хотелось бы, чтобы наши земли в очередной раз стали театром военных действий и снова были бы уничтожены миллионы наших граждан, как это было всегда в истории.

На патриотическом форуме «Мы — беларусы!» в День народного единства, 17 сентября 2023 года.

Трубы и кабели

Речь о событиях вокруг Балтийского моря, которое за последние полтора года после старта российской СВО в Украине стало плодородным полем для провокаций со стороны Запада, действующего как прямо, так и опосредованно руками балтийских лимитрофов. Наверняка все помнят прошлогодний подрыв трубопровода «Северный поток», отрезавший Германию от российского газа надежнее всяких санкций. Сначала обвинить попытались Россию, что само по себе выглядело полным абсурдом, затем, когда знаменитый расследователь Сеймур Херш доказательно объяснил всем, что диверсию организовали США, кивать стали на Украину. Мол, сложнейшую операцию в осенней Балтике провели несколько самодеятельных подрывников на арендованной яхте.

Однако история с таинственными диверсиями на морском дне получила продолжение спустя почти год. В начале октября Финляндия и Эстония синхронно заявили, что в результате внешнего воздействия была нарушена работа газопровода Balticconnector, а также поврежден телекоммуникационный кабель, проходящий недалеко от трубы. О том, что случившееся — дело рук человеческих, а не последствия природной стихии, первым заявил президент Финляндии Саули Ниинисте. К нему немедленно присоединился генсек НАТО Йенс Столтенберг, заявивший о готовности приступить к немедленным консультациям об инциденте.

По традиции в разрушении Balticconnector сперва все бросились искать российский след. Мол, это сделали по личному приказу Путина в качестве мести за «Северный поток». Потом, правда, финская полиция огорошила общественность своими выводами о том, что повреждения газовой трубы явились следствием механического воздействия, а не взрыва. Впрочем, когда вскоре официальные лица балтийских стран назвали главного «подозреваемого» — китайский сухогруз Newnew Polar Bear, который якобы во время шторма задел трубу и кабель якорем, — все встало на свои места.
Запад болезненно относится к расширению Пекином логистических возможностей на Балтике, где КНР использует российские порты для эффективной транспортировки грузов. Обвинение экипажа сухогруза под флагом Гонконга преследует вполне понятную цель — выдавить Поднебесную из стратегически важного региона.
Впрочем, главным соперником НАТО в регионе по‑прежнему остается Россия, и именно против нее направлены шаги, которые альянс предпринял вскоре после откровенно мутного случая с Balticconnector. На Балтику направили дополнительные военно‑морские силы в виде минных тральщиков, а частота морских и воздушных патрулей была увеличена. Не то чтобы угроза вооруженного столкновения в регионе серьезно возросла, однако от таких мер за версту разит американской концепцией управляемой эскалации, когда красные линии соперника не рвут сразу, рискуя нарваться на прямой адекватный ответ, а постепенно отодвигают. Эту стратегию США более‑менее успешно используют в Украине, начав с передачи киевскому режиму стрелкового оружия и плавно перейдя к тяжелой бронетехнике, авиации и тактическим ракетам.

Лимитрофные истории

Основную роль в планах США на Балтике играет неразлучная троица русофобов‑лимитрофов — Латвия, Литва, Эстония, активную помощь которым оказывает Польша. Главная их задача состоит в организации бесконечного цикла провокаций, создании незаживающего гнойника на северо‑западе региона и продуцировании проблем для Беларуси, России, а теперь и Китая.
В логику этой стратегии укладывается и октябрьское заявление президента Латвии Эдгарса Ринкевичюса о том, что его страна допускает возможность закрытия Балтийского моря для всех российских судов. В ответ пресс‑секретарь Президента России Дмитрий Песков призвал латышского лидера подумать над тем, что делать с Балтикой, когда станут известны виновные в подрыве «Северного потока». Экспертное сообщество было менее многословно: многие профильные специалисты ограничились лишь публикацией данных о корабельном составе ВМС Латвии, включающем в себя минный заградитель, четыре тральщика и несколько патрульных и сторожевых катеров.

Однако стоит понимать, что роль конкретно Латвии и стран Балтии в целом заключается в озвучивании того, что американские хозяева по определенным причинам не хотят говорить в данный момент сами. В этом случае подобные заявления от лица НАТО смотрелись бы прямой угрозой морской блокады Калининграда, что вполне может послужить casus belli в и так натянутых отношениях Москвы с альянсом.

Несмотря на очевидную военную опасность, которую таят планы по блокированию калининградского эксклава, отступать от этой идеи Запад не собирается. Доказательств тому масса. Первое и, пожалуй, главное — стремительное превращение Балтики во внутренний водоем НАТО. Остается лишь дождаться одобрения Турцией и Венгрией членства Швеции, и абсолютное большинство стран, имеющих выход в Балтийское море, будут состоять во враждебном России объединении.
Замглавы российского МИД Александр Грушко на минувшей неделе заявил, что закрытие Балтийского моря для России означало бы его закрытие для всех, а говорить о превращении Балтики во «внутреннее море НАТО» могут только «легковесные политики».
Ситуация создает значительные риски, особенно на фоне появления конкретных замыслов руководства балтийских государств по введению ограничений на прохождение российских судов. Эстония уже несколько лет носится с идеей расширить свою прилежащую зону на Балтике. По замыслу Таллина это позволит применять эстонские законы в акватории на расстоянии 44 километров от исходной линии территориальных вод страны. Если то же самое сделает и Финляндия, нейтральной полосы просто не останется и российские власти столкнутся с необходимостью просить о транзите грузов в Калининград через территориальные воды враждебных стран.

Ракетная угроза

Впрочем, не только балты пакостничают на суровых берегах. Свою лепту в нестабильность в регионе вносит и «гегемон» собственной персоной. Помимо ставших привычными визитов американских кораблей в порты Литвы, Латвии и Эстонии и ежедневных полетов самолетов‑шпионов вдоль белорусских и российских границ, США в сентябре сделали тревожный ход.
Речь о размещении на датском острове Борнхольм пусковой установки Mk70 для многоцелевых ракет средней и малой дальности SM‑6. Создание этого комплекса, равно как и его армейского «родственника» Typhoon, стало истинной причиной выхода США из договора. Американская армия получила универсальную пусковую контейнерную установку с ракетой, которая может использоваться не только как средство ПВО, но и для ударов по стационарным наземным и подвижным морским целям.

Это первый случай перебазирования в Европу таких вооружений после того, как Вашингтон выступил инициатором развала ДРСМД. Переброску установки приурочили к учениям «по защите конвоев», однако истинное предназначение — создание угрозы военным объектам на всей территории Калининградской области. По прямой от Борнхольма до Калининграда около 370 километров, что значительно меньше даже официально заявленной дальности применения ракет SM‑6.

В эту же копилку падает и бесконечная возня на границах Союзного государства: то балты на пару с поляками грозятся закрыть границу, то устраивают итальянскую забастовку, проверяя по 20 — 30 процентов от положенной нормы автомобилей.
Эти действия, как и транспортные санкции, — «мягкий» вариант, поскольку на полноценную блокаду прихвостни Запада пока не решаются.

Не надорваться

Пока НАТО пытается и так и этак подступить к балтийскому проекту, ситуация внутри прибалтийского триумвирата стремительно ухудшается. Причем кризис носит комплексный характер, и выходов из него при сохранении нынешнего бело‑ и русофобского курса не просматривается.
Больше всего от политических игрищ вокруг Балтики страдает экономика. Например, Эстония, по словам председателя местной партии «Отечество», вступила в период экономической стагнации. Политик недавно заявил, что «правительство своей экономической политикой породило в Эстонии новое явление — государственный риск». Отмечается, что в стране растет безработица, покупательная способность населения падает, а перспективы промышленного роста становятся все более призрачными. Вдобавок инвесторы не спешат вкладываться в эстонские предприятия: слишком уж агрессивную и непоследовательную политику ведет кабинет премьера Каллас.
Не легче ситуация и в Литве. Оказалось, ссориться с Беларусью и Россией и пытаться подергать китайского тигра за усы, налаживая отношения с Тайванем, очень затратно. В итоге денег в бюджете не оказалось на распиаренный нынешними властями милитаристский проект.
В этом году Вильнюс выделил на оборону 2 млрд евро, или 2,5 процента ВВП страны. В 2024‑м планируется увеличить эту сумму до 2,7 процента. Почти 400 млн евро выделят на дополнительную оборону, однако государство потратит лишь 100 млн — остальные деньги передадут банки в рамках налога на солидарность, средства, которые платят кредитополучатели по рекордным процентам. Однако уже через год действие этого налога закончится, и в 2025‑м в военном бюджете возникнет серьезная пробоина. Закрывать ее уже сейчас планируют, введя новый налог на оборону и повысив налог на прибыль и НДС.

Латвия, против силовиков которой под занавес прошлой недели в Беларуси возбудили уголовное дело за учиненную на границе бойню, успехами тоже не блещет. Былые достижения транзитной страны обернулись тотальным разгромом экономики. Только за девять месяцев года объем железнодорожных перевозок упал более чем на 30 процентов — такими темпами стальные магистрали Рига может смело разбирать, чтобы не портили пасторальный сельский пейзаж.

Стратегия НАТО в Балтийском регионе предельно проста: превратить море во внутренний водоем альянса, максимально усложнить России калининградскую логистику и не дать Китаю использовать перспективный путь доставки товаров в Европу.
Главным выгодополучателем должны стать США, а исполнение на местах возьмут в большей степени балты и поляки, а в меньшей — неофиты в лице Финляндии и Швеции. Вот только опасные игры в этом регионе могут привести к такому конфликту, по сравнению с которым ближневосточная война покажется дракой в песочнице.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter