Судьба и Прянички

Как председатель Климовичского райисполкома в народ выезжал

За три часа выездного приема председатель Климовичского райисполкома Виталий ГРИШАНОВ (на снимке) услышал два признания в любви и решил десять бытовых проблем

Нет маленьких проблем и малонаселенных точек на карте. Есть уважение к человеку, который попал в трудную ситуацию и обратился за помощью. В столице, райцентре, деревне или приграничном хуторе – разницы нет, это уже дело техники. Хочешь узнать, чем живут и что говорят о власти люди, отъедь километров на 30 от города и сверни у поблекшего указателя. Здесь жизнь не отлакирована и чиста, как капля росы. В ней с первого взгляда видны черные пятна, пыль и сухая колючая трава. Рано утром в пятницу председательский «Шевроле-Нива» выезжает за черту Климовичей и берет курс в глубинку.

«У зале працякае крыша. Сыну няма часу»

…Полтора десятка домов вдоль трассы Брест—Москва поначалу вводят в заблуждение. Из салона автомобиля деревня кажется большой. На самом деле большинство хат пустует. И уже давно. Сейчас в Кресовке живет всего 12 человек. 73, 76, 78, 80, 82, 88…— таков жизненный «километраж» здешних жителей. Новость птицей летит по улице: «Председатель приехал!» Через 15 минут на лобном месте – вся деревня.

— Как вам тут живется, что тревожит?– спрашивает Виталий Гришанов.

— Ды ўсё, як у людзей, Вiталь Леанiдавiч. Аўталаўка прыязджае па панядзелках i чацвяргах. Пошту прыносяць. Хлеб на стале ёсць. Калi што i трэба, дык гэта адкiнуць гадкоў 10—15, – отвечает за всех Иван Сазонович Моисеенко, старейший житель Кресовки. И вносит предложение: – Жывём мы кожны ў сваёй хаце, бачым адзiн аднаго два разы на тыдзень, калi кааператары падвозяць прадукты. Сумна становiцца часам… Пабудавалi б нам адзiн дамок на ўсiх, цi што. А то i чаркi падняць няма з кiм.

На самом деле каждый из стариков уже успел пожить у детей в городе. Не выдержали в четырех стенах – вернулись назад. Здесь больше воздуха и природы, здесь все знакомо и мило. Здесь – кладбище, где лежат родители, супруги и куда они сами, никому не говоря, давно собрались на покой. Год от года список жителей деревни редеет. Пожалуй, это и есть самая главная проблема. А в остальном…

— У мяне крыша цякёць у зале. Калi моцны дождж, дык знай толькi падстаўляй посуд, — сетует Мария Игнатьевна Малышева.

— А дети что ж не помогут?

— Сын працуе ў ляснiцтве, робiць i ў суботу, i ў нядзелю. Няма яму як.

— Почему в сельисполком не обращались?

— Ды неяк сорамна людзей ад працы адрываць…

— Александр Иванович, возьмите на контроль, — оборачивается Виталий Гришанов к председателю Киселево-Будского сельсовета А. Застрелову. — Если у сына нет времени на свою мать, помочь ей должны мы.

У Анны Тереховой свой вопрос к председателю. А точнее, три. Раньше газовики не только привозили ей баллон с газом, но и плиту проверяли, меняли износившиеся детали. Теперь даже не проси, а ведь плите уже 30 с хвостиком… Дальше. В начале года фельдшер приезжала в Кресовку чуть не каждую неделю, а теперь появляется только раз в месяц. Забыла стариков совсем. И еще.

— Дзецi ўсё пытаюць, цi паставiлi мне ў хаце нейкi АПI. А я не ведаю, што гэта. Iзнiшчацель, цi як яго? – разводит руками женщина.

— Все понятно. Сейчас разберемся, — председатель один за другим набирает руководителей райгаза и райотдела по ЧС. Разговор короткий: навести порядок до понедельника. Обследовать плиты, устранить неисправности, показать людям пожарные извещатели и осмотреть проводку, печи в домах. Зима ведь на дворе, старики одинокие...

Третий вопрос мы увозим с собой в Киселево-Будский сельисполком. Нас провожают благодарные взгляды.

— Почему люди не видели вас на участке месяц? Где журнал посещений? – с порога спрашивает у фельдшера ФАП Светланы Пригорко Виталий Гришанов.

— Таков график. Просто в январе—феврале участились жалобы на хронические заболевания: гипертензия, нарушения опорно-двигательного аппарата… Потому и была в Кресовке, Пряничках и Незнани практически каждую неделю. Потом приболела сама.

— Отечественные лекарства…

— Обеспечены. Полный шкаф.

— Чем добираетесь до пациентов?

— Если плановый обход – пешком или на велосипеде. Если что-то срочное, выезжаем с Александром Ивановичем на машине.

— У этих людей есть все, кроме здоровья. Журнал журналом, а жизнь жизнью – надеюсь, вы меня поняли.

«Дзякуй, што не кiдаеце нас»

Три дома с одной стороны дороги, три — с другой, двадцать дворов и всего девять жителей – это Прянички. К сладкой жизни местные селяне не привычны – всю свою жизнь они тяжело работали. Сейчас трое дедушек и шесть бабушек доживают век.

— Астаўце нам сельсавет! Не хацiм аб’едзiняцца нi з кiм! Чуеце, га? – окружают машину старики. – Мы на сельскi Савет глядзiм, як на люстэрка. А Аляксандра Iванавiча гатовы насiць на руках. Дзе ж нам такога памочнiка сабе знайсцi? Не чапайце i не прасеце!

Если кто не понял, это такое коллективное признание в любви. По-простому, по-деревенски. А дело вот в чем. Во всех деревушках Киселево-Будского сельсовета живет чуть более полутора тысяч человек. А надо 2000. Иначе объединят с соседним со всеми вытекающими последствиями… Люди против, потому что чувствуют искреннюю заботу о себе. Александр Застрелов — на своем месте.

— Не волнуйтесь, никуда Застрелова от вас не заберут, — смеется председатель. – Лучше скажите, чем помочь? 

Первой берет слово Зинаида Михайловна Сакович.

— Во, паглядзiце: над маёй баней навiслi веткi топаля. У буран яны ўжо раз падалi i ламалi шыфер. Баюся, што во гэтая, здаравенная, увогуле паложыць усю крышу, — показывает на палисадник женщина.

— Почему до сих пор молчали? А если б мы не приехали?

— У прадседацеля ж свае праблемы. Нашто турбаваць па мелачах…

Две минуты – и вопрос решен. Ветви дерева-великана срежут специалисты электросетей. Но у женщины есть задачки посложнее…

— Мне 70 год. С 1962-га працавала ў калгасе: i cеяла, i веяла, i за плугам хадзiла, i касiла… Стаж 26 гадоў, а пенсiю зарабiла 260 рублёў. Не ведаеш, цi то на дровы патрацiць, цi есцi купiць. Уся мая гаспадарка – дзве куры i певень. Мужыка няма, сын хварэў на галаву з народзiнаў – тры гады, як пахавала, — прижимает к груди руки баба Зина. – Падскажыце, Леанiдавiч, куды мне звярнуцца. Хто дапаможа?

— Сразу говорю, вы имеете право на адресную социальную помощь, поскольку попадаете в категорию малоимущих. Сейчас наберу специалиста… Да, так и есть. Ехать в Климовичи не надо. Пишите заявление. Александр Иванович отвезет его в управление соцзащиты. Там вам начислят и выдадут деньги. Мы вас не оставим, не волнуйтесь.

Увидев такой поворот дела, женщины начинают забрасывать председателя просьбами. Хлеб в деревню иной раз привозят несвежий — разберись. Коня весной в колхозе не допроситься, хоть ты сам в плуг впрягайся – сделай замечание. Молодежь пошла непутевая, топора в руках держать не может, пьют – помоги закодировать и дай работу. Разбирался. Звонил председателю колхоза. Давал поручение председателю сельсовета… Все? Нет. У Марии Макаровны Выдеркиной свой сокровенный вопрос к председателю райисполкома.

— Дзякуй вам, Грышанаў, вашы людзi пачысцiлi кало-дзеж i нават паклалi новае кальцо. Дык вось у нас зараз iншая турбота… Мая сястра-двайнятка Лiда жыве ў Клiмавiчах, аднак зусiм не ходзiць. Хворыя ногi… Хачу перавезцi яе сюды, у Пранiчкi, у бацькаву хату. Але ж тут няма апоры пад святло, ды i пол за гэтыя гады згнiў ушчэнт…

— Проблему понял. В понедельник на планерке дам указания ответственным службам. Все, что в наших силах, сделаем.

…Мы уехали, а они остались – девять стариков, живущих по разные стороны одной дороги. На прощание бабушки твердили, как заклинание, одну-единственную фразу: «Дзякуй, што не кiдаеце нас, старых». Если кто еще не понял, это такое коллективное признание в любви. По-простому, по-деревенски.

В тему

В районе 147 населенных пунктов. В 44 из них живет до 10 человек, еще в 44 – от 10 до 30, в 16 – от 30 до 50, в 17 – от 50 до 100. Более ста жителей числится в 21 деревне.

С мая 2008 года в районе действует информационно-социальный поезд «Забота». Четыре раза в месяц специалисты ключевых управлений райисполкома посещают малонаселенные пункты, проверяя выполнение минимальных социальных стандартов на селе.

Ежемесячно в Климовичах проходит «прямая линия» с участием председателя райисполкома. Кроме того, глава районной администрации дважды в месяц проводит личный прием граждан, а также посещает трудовой коллектив и выезжает по месту жительства обратившихся.

 
 Жители Пряничков настроены решительно: «Астаўце нам сельсавет! Не хацiм аб’едзiняцца нi з кiм!»
 
 Зинаида САКОВИЧ: «Баюся, што топаль паложыць усю крышу».
 
 Светлана ПРИГОРКО отвечает на вопросы председателя.
 
 К сладкой жизни за этим указателем не привыкли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter