Судьба диалога в Египте

Толпа на площади Тахрир поредела, власть и оппозиция сели за стол переговоров.

После двух недель бунта ситуация в Египте начинает успокаиваться. Толпа на площади Тахрир поредела, власть и оппозиция сели за стол переговоров. Но, как показали события прошлой недели, затишье может оказаться обманчивым. Сразу после обращения Мубарака к нации и столкновений между противниками и сторонниками президента наблюдатели отметили признаки усталости среди митингующих, а некоторые эксперты даже заговорили о "контрреволюции Мубарака" и переломе в настроениях общества. Однако в минувшую пятницу все началось сначала: миллионный митинг в Каире, кастинг на роль преемника в мировых СМИ и серия заявлений западных лидеров, которые почти открыто заговорили о необходимости скорейшего ухода Мубарака.


Однако Мубарак отказался уходить. Спад революционного энтузиазма еще не гарантирует новых вспышек недовольства в ответ на любую ошибку власти. Это парализует правящую верхушку, и потому говорить о наведении порядка пока не приходится. По итогам двухнедельного противостояния в стране сложилась патовая ситуация. Формальные рычаги власти остаются в руках прежней команды, которая тем не менее не контролирует захваченную митингующими улицу. Армия обеспечивает относительный порядок в центре столицы и охраняет стратегические объекты.


Во всех остальных местах противодействие мародерам и бандитам оказывают народные дружины и вооруженные отряды местных кланов, что автоматически расширило сферу их влияния в провинции. Пока это играет стабилизирующую роль: добавив к контролю над бизнесом охрану порядка, кланы обеспечивают нормальную жизнь, в том числе в курортных местах. Но если процесс дойдет до своего логического конца, можно будет говорить о превращении значительной части территории Египта в некое подобие Афганистана, где жизнь многих провинций зависит от нрава и привычек лидеров местных кланов, давно превратившихся в полевых командиров. Загнать это "гражданское общество" в правовые рамки будет непросто.


Еще один комплекс угроз связан с ситуацией на севере Синайского полуострова, где в районе административного центра Эль-Ариша в конце прошлой недели был подорван газопровод. В ответ власти усилили охрану Суэцкого канала. Местные СМИ ждут новых терактов, сообщая, что на фоне ослабления режима Мубарака в страну начали проникать боевики "Хезболлаха" и "Хамаса".


В такой обстановке президент и его люди занимались продавливанием сценария легитимной передачи власти, не без оснований рассчитывая, что этот транзит можно будет осуществить внутри нынешней элиты. Ради этого Мубарак даже не пытался подавить бунт с помощью армии, прекрасно понимая, что такой шаг настроит против него всех - от самих военных и придерживающихся нейтралитета граждан до западных партнеров Египта и лидеров соседних государств. Для того чтобы страна хотя бы формально оставалась в правовом поле, Мубарак провел кадровые ротации и заговорил о возможности некоторых демократических преобразований, а только что назначенный вице-президентом Омар Сулейман даже поддержал требование о немедленном уходе президента.


Улицу эти половинчатые меры не устроили, а политики, похоже, призадумались. Потому что законная передача власти - а обещание Мубарака не участвовать в сентябрьских выборах практически гарантирует, как полагают многие, именно этот сценарий - является более предпочтительным вариантом, нежели вакуум власти и война всех против всех, как это уже происходит в Тунисе. Там после быстрой и практически бескровной революции в уличных столкновениях начинают гибнуть люди. Подобное развитие событий в Египте может стать хорошим поводом для захвата власти военными, что положит конец всем расчетам рвущейся к власти оппозиции.


Эти соображения заставили оппозицию отказаться от требований немедленного ухода Мубарака как главного условия для начала переговоров с властью. Со своей стороны, вице-президент Сулейман согласился допустить на переговоры с оппозицией представителя запрещенной организации "Братья-мусульмане". Это и уступка улице, и попытка заключить союз с относительно умеренной частью исламистов. В ходе встречи было достигнуто соглашение о создании комитета по конституционной реформе, о допуске к выборам всех партий и отмене введенного 30 лет назад чрезвычайного положения.


Наталья СЕРОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter