Суд третейский — ресурс веский

Интервью с судьей Хозяйственного суда Минской области Зинаидой ЯНОВИЧ.

Тему данного интервью подсказали читатели, активно ведущие хозяйственную деятельность и сталкивающиеся при этом с определенными проблемами. Их заинтересовало то отраженное в нашей газете обстоятельство, что защиту нарушенных, оспоренных прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан в экономической сфере осуществляет не только хозяйственный суд. В статье 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь конкретно указано, что такую защиту вправе осуществлять также суды общей юрисдикции и третейские суды в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях — в соответствии с договором.

В настоящее время в нашей стране зарегистрировано около десятка третейских судов. Такой суд образован и на территории Минской области: в мае этого года он появился в городе Солигорске. Это постоянно действующий третейский суд при частном учреждении образования «Солигорский экономический колледж».

Деятельность и правовой статус его и других формирований такого рода регламентированы Законом от 18.07.2011 № 301-з «О третейских судах», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2012 г. № 52 «Об утверждении типового регламента постоянно действующего третейского суда», положением и регламентом третейского суда, отдельными нормами Хозяйственного процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь и некоторых материально-правовых законов.

В нашей стране могут создаваться как постоянно действующие третейские суды, так и суды для разрешения конкретного спора. Предпочтение имеют постоянно действующие третейские суды со своим положением, регламентом, составом, а также историей разрешения тех или иных дел.

Об этом и вел разговор корреспондент «Р» в интервью с судьей Хозяйственного суда Минской области Зинаидой ЯНОВИЧ (на снимке), которая имеет опыт сотрудничества с третейским судом.

— Зинаида Николаевна, участникам хозяйственного оборота порой сложно определить возможность рассмотрения спора в третейском суде. Какие вопросы ему можно передавать?

— Ответ на этот вопрос содержится в постановлении пленума ВХС Беларуси от 27 мая 2011 года № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции». В нем отмечено, что «спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения по делу может быть передан по письменному соглашению сторон на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда».

По закону о третейских судах в них могут передаваться любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением тех, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо, обособленным подразделением (подразделением) которого является такой суд. Исключение составляют также споры, непосредственно затрагивающие права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения, а также споры, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами.

Третейский суд рассматривает споры, подведомственные как хозяйственному суду, так и суду общей юрисдикции, вытекающие из гражданско-правовых отношений, за исключением споров, берущих начало из налоговых, финансовых, иных административных отношений, а также споров, которые соответствующими законами прямо отнесены к ведению хозяйственного суда или суда общей юрисдикции (например, дела о банкротстве). При этом спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения или наличии специальной третейской оговорки в договоре между контрагентами.

— В таком случае обратимся к конкретному примеру, который приводит А. Некрашевич из г. Борисова. Договор поставки между сторонами заключен в прошлом году, не содержит третейской оговорки о передаче спора на рассмотрение третейского суда. Имеет ли право истец за разрешением спора обратиться в третейский суд? Что должно содержаться в третейском соглашении? — спрашивает читатель.

— Для того чтобы обратиться в третейский суд, сторонам необходимо заключить третейское соглашение в виде отдельного документа. В третейском соглашении стороны определяют третейский суд, который будет рассматривать спор, и правила его рассмотрения. Именно в третейском соглашении стороны могут как сослаться на регламент третейского суда, так и предусмотреть иные процедуры разбирательства дела.

Третейское соглашение может быть заключено как до момента возникновения спора, так и после, притом даже если дело уже рассматривается в компетентном суде (в общем или хозяйственном). Главное — чтобы государственный суд еще не принял решение по делу в первой инстанции.

Третейское соглашение может быть заключено как в виде отдельного документа, так и инкорпорировано в текст договора. В этом случае его принято называть третейской оговоркой. Необходимо, чтобы третейское соглашение было заключено в письменной форме, но при этом его фиксация возможна и путем обмена письмами.

— Наш читатель Евгений Кожух из Минска попросил редакцию привести в газете примерный образец третейской оговорки. Можете ему помочь в этом?

— Просьбы такого рода в последнее время становятся все более популярными. Вот пример третейской оговорки, рекомендуемой для включения в договоры:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в постоянно действующем третейском суде при частном учреждении образования «Солигорский экономический колледж», расположенном по адресу: Минская область, г. Солигорск, ул. Гуляева,  2, согласно регламенту этого суда».

— Еще один пример из практики. Должник отказывается от добровольного исполнения решения третейского суда. Какова в этом случае специфика рассмотрения хозяйственным судом дел о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решений третейских судов?

— По общему правилу решение третейского суда должно быть исполнено добровольно. Это установлено как в нормативно-правовых актах, так и в регламентах третейских судов. Если же такое решение в нарушение ст. 50 закона о третейских судах не исполняется добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Оно осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного документа на принудительное исполнение.

При положительном решении вопроса о выдаче исполнительного документа взыскатель в общем порядке, установленном соответственно хозяйственным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Беларуси, возбуждает исполнительное производство.

В соответствии со статьей 257 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь вопрос о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору, возникшему из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда, хозяйственным судом по месту нахождения или месту жительства должника либо по месту нахождения имущества должника, если место нахождения или место жительства его неизвестны.

Законом о третейских судах предусмотрено, что заинтересованная сторона подает в государственный суд заявление о выдаче исполнительного документа, к которому в обязательном порядке должны быть приложены следующие документы. Во-первых, решение третейского суда. Причем закон допускает приложение к заявлению как оригинала, так и копии решения. Правда, порядок удостоверения копий решения третейского суда установлен различный. Копия решения постоянно действующего третейского суда может быть удостоверена председателем соответствующего третейского суда. А вот копия решения третейского суда для разрешения конкретного спора должна быть заверена нотариально.

Во-вторых, прилагается третейское соглашение. Закон также допускает возможность приложения к заявлению как оригинала, так и копии третейского соглашения.

В-третьих, прилагаются доказательства, которые подтверждают уплату государственной пошлины в порядке и размере, определенных законодательными актами Республики Беларусь, а также доказательства, подтверждающие факт неисполнения другой стороной решения третейского суда в установленный срок.

Наконец, необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия представителя стороны, ходатайствующей о выдаче исполнительного документа, на подписание заявления (при подписании заявления представителем).

— Владимир Семенчук из Молодечно просит на конкретных цифрах подтвердить, что иметь дело с третейским судом выгоднее, чем с хозяйственным. При этом для него важно знать: каков размер вознаграждения третейских судей постоянно действующего третейского суда при частном учреждении образования «Солигорский экономический колледж»? И где можно ознакомиться с положением и регламентом третейского суда?

— Размер вознаграждения третейских судей по спорам между субъектами нашей страны и субъектами, местонахождение или местожительство хотя бы одного из которых находится за границей Республики Беларусь, по имущественным и неимущественным спорам установлен приложением № 1 к Регламенту. Положение и регламент постоянно действующего третейского суда при частном учреждении образования «Солигорский экономический колледж» размещены в сети Интернет по адресу: court.by (Хозяйственный суд Минской области, новости суда) и являются общедоступными.

Приведу пример. В Хозяйственный суд Минской области обратился истец с исковым заявлением о взыскании с ответчика 700 млн. рублей основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами. Он уплатил при подаче искового заявления в суд государственную пошлину в размере 23 млн. рублей. Она образовалась так: 5 % от 1000 базовых величин + 3 % от суммы, превышающей 1000 б/в (приложение № 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).

 В случае обращения с таким иском в третейский суд расходы истца по уплате вознаграждения третейских судей при цене иска 700 млн. рублей составили бы 11,5 миллиона рублей (2,5 % от 1000 б/в + 1,5 % от суммы, превышающей 1000 б/в, согласно приложению № 1 к регламенту).

Из приведенного расчета видно, что для сторон рассмотрение дела в третейском суде является экономически наиболее выгодным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter