В использовании альтернативных форм и способов разрешения хозяйственных конфликтов и споров Беларусь лидер на постсоветском пространстве

Суд да дело

В использовании альтернативных форм и способов разрешения хозяйственных конфликтов и споров Беларусь, по утверждению специалистов, лидер на постсоветском пространстве
В использовании альтернативных форм и способов разрешения хозяйственных конфликтов и споров Беларусь, по утверждению специалистов, лидер на постсоветском пространстве. А по использованию достижений юридической науки страна находится на одном уровне с европейскими государствами.


Прежде всего речь идет о хозяйственных судах. Потребность в альтернативе здесь возникла еще и потому, что они были очень перегружены. Судьям приходилось рассматривать одновременно по сотне и более дел, причем дел сложных. Поэтому именно Высший хозяйственный суд Беларуси и Союз юристов Беларуси выступили с законодательными инициативами и разработали научную концепцию и конкретные законы, на которых удалось выстроить альтернативные формы разрешения спорных ситуаций. Их суть в том, чтобы истцы и ответчики, не прибегая к услугам государства, сами находили правовой и устраивающий обе стороны выход из положения. Таким образом, они могли бы экономить время, деньги, не тратить нервы и сохранять конфиденциальность, что невозможно при гласном судебном разбирательстве.

Были сомнения: возможно ли такое в наших условиях? Как вспоминает заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности юридического факультета Белорусского государственного университета профессор Виктор Каменков, первое время этот вопрос инициаторам нововведений задавали не только коллеги, но и те, кто обращался в суд в поисках справедливости. Люди шли в государственный суд, чтобы защитить свою позицию “именем Республики Беларусь”, а им, не имеющим опыта участия в тяжбах, предлагали с помощью рекомендованных специалистов-примирителей, или медиаторов, как их еще называют, делать это самостоятельно. Это было так непривычно, что дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как работники аппаратов хозяйственных судов в течение трех лет объехали с семинарами все районы республики. Людям там разъясняли особенности работы механизма не только судебной медиации, но и тонкости еще одной альтернативы – приказного судопроизводства, то есть ускоренного, где сами участники конфликта также проявляют волю к примирению.

Недавно в республике прошли “Неделя медиации” и Первый республиканский форум медиации, в ходе которых бесплатные консультации по примирительному судебному и внесудебному разрешению конфликтов получили тысячи граждан и юридических лиц.

Чтобы альтернатива была привлекательной, с помощью закона госпошлину сделали в разы меньше, чем при обычном исковом производстве. Более того, новый механизм разрешения споров по настоянию исполнительной власти стал приоритетным для государственных предприятий и приветствуемым решением для частных. В итоге свое счастье хозяйственники наконец-то поняли, и сегодня приказное производство в некоторых судах достигает 50% от общей массы поступающих заявлений. Примерно такие же цифры и по примирительной процедуре. Параллельно развивались и негосударственные третейские суды, которые существовали еще в царской России и были возрождены в последние годы. Впрочем, и другие альтернативы – это хорошо забытые старые методы. Некоторые – со времен Древнего Рима.

Апробированная в экономических судах система альтернативных форм и способов разрешения споров сегодня распространяется и на суды общей юрисдикции. С недавних пор такое судопроизводство можно открывать по гражданско-правовым, семейным (пока только в Минске), жилищным делам. Прорабатывается такая возможность и в отношении трудовых споров. На днях в Парламенте рассматривался проект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, которым предусмотрено введение норм с элементами медиации. То есть предполагается, что по многоэпизодным уголовным делам на законных основаниях можно предлагать кому-либо из возможных  обвиняемых заключить сделку с правосудием. Если он дает показания в отношении других фигурантов, то и правосудие пойдет навстречу – смягчит наказание.

При разрешении налоговых споров сегодня также используются элементы медиации. То есть налоговый инспектор, проверяя субъект хозяйствования и обнаружив нарушение, которое руководители предприятия признают, чаще всего уже не нацелен на взыскание денег в судебном порядке любой ценой. Если средств на счету недостаточно, проштрафившимся хозяйственникам предлагается заключить соглашение о  предоставлении рассрочки платежей налогов. То есть медиация дает возможность не ликвидировать предприятие за неуплату налогов, а сохранить его, что гораздо полезнее.

Словом, Фемида, которая держит в одной руке весы, а во второй — меч, сегодня предпочитает без нужды не размахивать оружием. Это мировой тренд. И судебная практика в Беларуси старается соответствовать тенденции.

Дмитрий ГОМЕЛЬСКИЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter