В стране началась ликвидация перекрестного субсидирования

Субсидии сходят с перекрестка

В стране началась ликвидация перекрестного субсидирования...

Сбывается мечта промышленников и предпринимателей. В стране началась ликвидация перекрестного субсидирования. Пионером отладки нового механизма стала Брестская область. Генеральный директор областного унитарного предприятия «Управление ЖКХ» Сергей Лобанов подсчитал, что с 1 января тарифы для юрлиц на воду, канализацию и теплоснабжение снизились практически наполовину:


— Себестоимость куба воды сейчас — 5.458,6 рубля. Плюс 20 процентов рентабельности. Итого: 6.785,4 рубля — тариф для предприятий. В прошлом году они платили около 11 тысяч рублей за куб. Представьте, теперь мясокомбинаты и молокозаводы будут закладывать в себестоимость продукции, которая каждый день на столе у жителей страны, практически вдвое меньшую сумму. Это в целом позволит учреждениям области сэкономить на коммунальных услугах около 200 миллиардов рублей. Выгода только бюджетных организаций составит 120 — 130 миллиардов рублей. Ведь они тоже оплачивали нам повышенные тарифы.


За счет чего коммунальники Брестчины делают такие щедрые подарки? И не поднимут ли они параллельно тарифы для населения? Сергей Лобанов отрицает такую возможность: интересы жильцов жестко отстаивает Минэкономики, да и декабрьский Указ Президента № 550 допускает рост тарифов не более чем на 5 долларов в год. Однако не стоит забывать, что с введением лимитов потребления у нас существует несколько уровней цен на услуги ЖКХ: дотируемые и нет. Так вот, ликвидация перекрестного субсидирования стала возможна благодаря введению планово–расчетных цен для населения, на которые госсубсидии не распространяются.


Как их считали? Фактическую себестоимость конкретной коммунальной услуги за минувший год (исключение газ, тепло и электроэнергия, прерогатива формирования тарифов на которые у Правительства) умножили на индекс потребительских цен, заложенный в бюджете–2014 — это 11,5 процента, — и уменьшили на 8 процентов, цифру планового снижения затрат. Таким образом, планово–расчетная цена, например, на воду для тех жителей Брестчины, которые не укладываются в нормативные 140 литров в сутки или не установили счетчики, получилась 5.727,6 рубля за кубический метр. И это, как подчеркнул Сергей Лобанов, уже с учетом минимальной рентабельности. Экономным гражданам, оговорюсь, не стоит беспокоиться. Они будут платить за нормативные кубы воды всего на 100 рублей больше, чем в 2013–м: 1.000 рублей вместо 900.


— Учитывая, что примерно 15 — 20 процентов жителей области потребляют воду с превышением норматива, средняя стоимость куба воды в области получилась 1.706,2 рубля, — уточняет финансовые нюансы руководитель областного ЖКХ. — Следовательно, государство должно было нам возмещать еще фактически израсходованные 3.921,4 рубля. И раньше как было? Себестоимость уменьшил — субсидии недодали. Теперь председатели гор– и райисполкомов подпишут с нами договор и обязуются перечислять субсидию в полном объеме. А все, что нам удастся сэкономить за счет снижения затрат, пойдет на развитие материальной базы отрасли и стимулирование трудовых коллективов.


Вот в чем главный смысл планово–расчетных цен, которые в Брестской области, как предполагается, начнут действовать уже с 1 февраля. К концу года предприятия ЖКХ рассчитывают получить 131 миллиард рублей прибыли. Пятая ее часть пойдет на стимулирование трудовых коллективов, остальное — на прокладку новых водопроводов, замену теплосетей и канализации. Что весьма актуально. Потери воды на Брестчине сегодня составляют 12 миллионов кубов в год, и 13 процентов тепла не доходит до потребителя. У руководителя областного ЖКХ на этот счет большие планы. Уже к началу 2015 года он рассчитывает уменьшить потери тепла до 11 процентов за счет замены старых труб теплотрасс на предварительно изолированные, и на 3 — 4 процента снизить разницу в объемах потребленной и поднятой из глубин воды.


Сергей Лобанов затронул еще один вопрос. Стоимость куба воды на Брестчине, как уже было сказано, меньше 6 тысяч рублей. 140 литров, которые потребляет большинство населения региона, — это около 4 кубов в месяц. Меньше 23 тысяч рублей:


— Это бутылка пива. Убежден: недорогие коммунальные услуги, такие как вода, канализация и вывоз мусора, население безболезненно может оплачивать по себестоимости. А в итоге, избавившись от субсидий, отрасль могла бы самостоятельно развиваться, ремонтировать трубы, строить станции обезжелезивания и развивать коммуникации на селе.


К слову, в следующем году, по расчетам Минэкономики, удельный вес платежей населения за ЖКУ в совокупном доходе семьи с двумя работающими, проживающей в типовой 2–комнатной квартире, составит 3,2 процента, 4,4 процента — если в семье два бюджетника, и для двух пенсионеров — не более 6,6 процента. Для сравнения: в России в структуре потребительских расходов средней семьи «коммуналка» составляет почти 9 процентов. С одной стороны, социальная забота — это хорошо. А с другой, Россия — наш основной рынок, на котором отечественным предприятиям надо конкурировать. Но как, если они еще с советских времен несут груз перекрестного субсидирования, о котором их российские коллеги уже забыли.


Советская Белоруссия №13 (24396). Четверг, 23 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter