Субботняя почта

Разорви круг одиночества Прочитала в "Субботней почте письмо Марины "Словно в аду.
Разорви круг одиночества

Прочитала в "Субботней почте письмо Марины "Словно в аду...". Не могу не откликнуться на него, так как хочется подсказать автору выход из трудного положения. Нельзя в 34 года ставить крест на своей личной жизни и жить без надежды на счастье. Мне 49, я много думала о смысле жизни. И вот какой вывод сделала: если чего-то очень хочешь добиться и не сидишь сложа руки, обязательно достигнешь! Не хочу себя хвалить, но у меня так и получается, хотя тоже порой приходится нелегко: ухаживаю за матерью-инвалидом первой группы. Трудные периоды в жизни случались не раз, и я задавала себе вопрос: "Почему же я такая несчастливая?" Нередко хотелось просто сидеть и лить слезы. Но я гнала прочь такие мысли, не позволяла себе плакать. Этому помогало осознание того, что у меня есть сын, больная мама, которым я очень нужна. Поверь, Марина, чтобы порадоваться, у каждого человека найдутся поводы, важно захотеть порадоваться. Посмотри вокруг себя, разорви круг своего одиночества, больше общайся с людьми. Тебе только 34 года, и я верю, ты обязательно устроишь свою судьбу. Я вышла замуж в 35 лет, в 36 родила сына.

Эмилия ЛОПАТКИНА, Гомель.

Моя Зорька

В первые послевоенные годы в деревню стали присылать лошадей - если не единственную, то одну из основных тягловых сил на селе. Несколько первых животных оказались монгольской породы - маленького роста, с длинными гривами, норовистые и крайне необузданные. Помню, запрягаешь ее в борону и только возьмешь вожжи, как она тут же поворачивается головой к бороне и никакими силами сдвинуть ее с места нельзя. Видимо, эти лошади к такой работе были вообще не приспособлены. По этой причине их куда-то отвезли и прислали уже настоящих гнедых русской породы. Так как общественное хозяйство на тот момент не имело ни кола, ни двора, лошадей закрепляли за крестьянскими подворьями, где были трудоспособные работники. Для деревенских подростков это была непередаваемая радость: еще бы, нам доверяли водить лошадей в ночное! Мне досталась красавица кобылица, умное и послушное животное. В ночное мы, 11 - 12-летние мальчишки, отправлялись группами. На месте выпаса разжигали большой костер, огонь которого давал тепло и одновременно отпугивал волков. Зорька, так звали мою лошадь, очень чутко улавливала приближение хищников еще задолго до их появления. Она громко ржала, скакала ближе к костру, увлекая за собой весь табун.

На рассвете, возвращаясь домой, мы гнали лошадей наперегонки. Однажды на узкой лесной тропе, сплошь переплетенной корнями деревьев, моя кобылица споткнулась, и я, перелетев через ее голову, упал на землю. При падении сильно ударился и вывихнул руку. Зорька, пробежав по инерции еще метров 20, остановилась и вернулась ко мне. Сначала обнюхала, а потом опустилась на передние ноги, чтобы помочь мне взобраться на нее. Я кое-как вскарабкался, она пошла медленным шагом. Очень хотелось заплакать, но не от боли, а от сострадания ко мне моей Зорьки.

Осенью на лошадях возили картофель на спиртзавод в Рованичах. По дороге в телеге, на которой я ехал, выпал стопорный шплинт, и когда колесо чуть не слетело, лошадь остановилась и заржала. Я обошел вокруг повозки, обнаружил поломку и, кое-как застопорив колесо, доехал. Очередь на сдачу была большая, пришлось простоять до темноты, зато капитально отремонтировали ось в телеге. Пришло время возвращаться домой. Тут старик-приемщик говорит: мол, развелось много волков и такой порой ехать опасно, но он кое-что шепнет лошади, и та должна довезти благополучно, только надо на телеге не сидеть, а лежать и крепко держаться. Пока шли приготовления в дорогу, старик обнимал голову моей Зорьки, поглаживал ее, и только успел я забраться на телегу, как моя лошадь захрапела, рванула с места и понеслась галопом. Не знаю, что старик шептал ей, только я не понукал ее, не дергал за вожжи, а она все равно летела как ветер, мне же оставалось крепче держаться. По обе стороны дороги через боковые решетки телеги я видел огоньки: они приближались, удалялись - то, несомненно, были волки. Но кобылица эти 8 километров до дома так неслась, что молнии не угнаться, не то что волкам. Вот какая умная у меня была лошадка, которую до сих пор с нежностью вспоминаю.

Александр БОБРОВСКИЙ, Борисов.

Таких "птичек" не жалко

Мы с подругой люди уже пожилые, но еще с молодых лет у нас есть традиция: время от времени выбираться погулять по аллеям наших минских парков. Обычно во время таких вылазок мы обходили самые потаенные их уголки, тихонько разговаривали. Но в последние годы все изменилось: парки стали шумной вотчиной подростков и молодежи. Пожалуй, с этим можно бы, да и нужно, смириться: молодые должны получать от жизни лучшее. Но... Не сочтите это за брюзжание вредной старухи, но ведь нынче в парке порой негде остановиться, чтобы отдохнуть, - появилась какая-то варварская мода забираться на скамейки с ногами и сидеть на спинках. Однажды я попробовала сделать замечание группе подростков. Но они лишь рассмеялись и отвернулись. Да что там подростки! На скамейки с ногами взбираются взрослые молодые люди в костюмах и галстуках и барышни на шпильках и в мини-юбках. Пиво пьют, хохочут...

Пиво - это вообще отдельный разговор. Вполне отдаю себе отчет в своей старомодности, но, когда вижу девочек явно школьного возраста, на ходу потягивающих пиво прямо из бутылок, меня это шокирует. Я никогда не была сторонницей жестких методов воспитания, но здесь, уверена, надо и силу применить. И в первую очередь со стороны органов правопорядка. Ведь в зарубежных странах молодежь до 21 года никогда не рискнет публично пить пиво - сразу же такой "удалец" окажется в полицейском участке, а его родители получат уведомление на уплату штрафа. Да и с сидением поверх скамеек стоит побороться. Вот если бы милицейский патруль поставил перед такими "птичками" ведро с водой и тряпкой да заставил их вымыть запачканную скамейку, наверное, эта "мода" быстро пошла бы на убыль. Скорее всего, прочитав мое письмо, найдется тот, кто скажет: вот еще, будет милиция заниматься такими мелочами, у них серьезных дел хватает. Конечно, хватает. Но ведь настоящие преступления в массе своей начинаются именно с мелких нарушений общественного порядка, на которые в свое время внимания не обратили.

Тамара ГРИНИЦКАЯ, Минск.

Не путайте деньги и счастье

Раньше годам к 5 - 6 дети твердо выучивали не только свою фамилию и адрес, но и профессию родителей. Это было своеобразной визитной карточкой и составляло предмет особой гордости.

Ситуация начала меняться в последние годы. И, вероятно, дело тут не только в том, что тысячи людей "переквалифицировались" из ученых или врачей в рыночных торговцев и не испытывают никакой гордости за свою новую профессию, а часто и стыдятся ее. Конечно, не все, но многие стали смотреть на работу прежде всего как на средство добывания денег. И, соответственно, произошло резкое смещение акцентов. Когда-то главным считалось, чтобы работа была интересной, по душе, люди много говорили о ней с близкими и друзьями, делились идеями, планами, радостями и неприятностями. "Производственная тематика" присутствовала практически в каждом доме, причем там ей давали "зеленую улицу" добровольно. В этом смысле, кстати, советские фильмы были вполне правдивы. На Западе считали фальшью то, что в нашем кино влюбленные даже на свидании говорят о работе, а мы ведь действительно говорили. И не только в кино, но и в жизни, потому что нам это было интересно. Никого ведь не удивляло тогда, что человек горит на работе. Такое считалось в порядке вещей, а на тех, кто выбирал деньги в ущерб интересу, смотрели как на ущербных.

Смещение акцента в сторону денег автоматически привело к понижению статуса профессий. Какая разница, чем заниматься? Лишь бы платили... И люди, вы заметили, стали гораздо меньше разговаривать о своей работе. Теперь, встречаясь в гостях, обычно спрашивают: "Ну как работа? Зарплату не задерживают?". А остальное вроде бы уже и не важно. А деньги... Что о них особенно говорить? На них покупать нужно. А о покупках уже можно и побеседовать. И гости обсуждают достоинства разных приобретений. И смотрят уже как на дурачка на человека, который выбирает интерес к работе в ущерб деньгам. Мне лично обидно. А вам?

Виктор МЕЛЕШКО, Могилевская обл.

Поучительная история

Однажды у меня случилась неожиданная встреча с человеком, и я пообещал написать в мою любимую газету "СБ" об истории его жизни. Думаю, она достаточно поучительна. Расскажу все так, как он мне говорил.

...Что меня поражает, так это письма в газетах от женщин: все они сообщают, что у них плохие мужья - пьяницы, распутники, тунеядцы. А что думать о самих женщинах?

Женился я в первый раз в 1980 году. Получил двухкомнатную квартиру. Через два года - развод. Жена и ее родители выгнали меня из дому, пытались выселить "на законном основании". Пока добился справедливости, а потом обмена квартиры, пережил за 3 года около 20 судов!

В 1986-м женился снова. Жену очень любил и дорожил ею. Поначалу жизнь складывалась прекрасно. Моя супруга знала свою предшественницу и всячески ее осуждала. Но после рождения сына жену будто подменили, она стала раздражительной, нервной, а вскоре начала изменять мне. Я старался сохранить семью, но, увы... Возможно, кто-то подумает, будто я пьяница, дебошир. Нет. Я не пью и люблю трудиться на благо семьи. Правда, был момент в первый месяц после отъезда жены с сыном, когда я немного запил. Но мне удалось быстро взять себя в руки.

Перед отъездом жена сказала: мол, если она не сможет без меня, то вернется. И через полгода вышла замуж. Так я стал дважды разведенным. За первый год разлуки я написал бывшей жене около 60 писем - хотел знать, как растет мой сын. Но ответа так и не дождался.

Недавно мои родители ездили в гости к внуку, и бывшая супруга хвасталась, как жгла мои письма, а еще просила не говорить ребенку, что у него есть настоящий папа. А ведь я алименты плачу как положено. Почему же не имею права видеться с сыном? Да разве я один в подобной ситуации? Таких несчастных отцов сотни! Я не держу зла ни на первую жену, ни на вторую. Пусть все будет на их совести. Я желаю им счастья и успехов в семейной жизни. Мне сейчас очень тяжело, хоть стараюсь забыться, окунаясь с головой в работу, да и дома всегда найдется дело: приходится стирать, готовить, убирать. Но не дает мне покоя вопрос: отчего у нас с каждым годом становится все больше одиноких мужчин и женщин, почему мы стали такими жестокими друг к другу? Давайте будем добрее, внимательнее, уступчивее, может, тогда и разбитых судеб будет меньше.

Иван ГОНЧАРОВ, Рогачев.

Зло множит только зло?

Недавно ехала к своей матери, одинокой пенсионерке, в деревню Довск Рогачевского района. На остановке увидела старушку. Она плакала и все время повторяла: "За что?" Я спросила, что случилось, может, чем-то могу помочь? В ответ услышала, что ее оштрафовали за выросший на огороде мак. Естественно, старушка не разводила его специально: он рассеивается сам, как сорная трава, выполоть же как следует крамольное растение у старой женщины нет сил. Пенсия у бабули маленькая, собирала по крохам, чтобы топливо купить на зиму, а теперь придется эти 70 тысяч на штраф потратить. Тут в разговор включился мужчина, с виду тоже пенсионер, и заметил: наркоманам делают поблажки - шприцы бесплатно раздают, а деньги на их оплату, выходит, с этих стариков берут? Я не знала, что ответить, но по дороге к дому матери все думала об этой несчастной старушке. А придя домой, застала в слезах уже свою маму. И ее оштрафовали на 70 тысяч рублей, которые она тоже собирала на топливо на зиму. И беда в том, что я материально не могу помочь - за свои деньги уже отремонтировала ей забор, а у меня ведь двое детей... Может, тем, от кого зависит решение этой проблемы, стоит задуматься, за что же они так жестоко наказывают одиноких стариков?

Татьяна ЕЗЕПОВА, Дзержинск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter