Субботняя почта

Остановитесь! Уважаемая редакция! Когда после трех неимоверно тяжких лет войны наши войска вошли на территорию самой Германии (Восточная Пруссия), мы видели на многих площадях немецких городов, в их парках и скверах, у многих фольварков статуи и бюсты разных кайзеров, гинденбургов, людендорфов и прочих бисмарков.
Остановитесь!

Уважаемая редакция!

Когда после трех неимоверно тяжких лет войны наши войска вошли на территорию самой Германии (Восточная Пруссия), мы видели на многих площадях немецких городов, в их парках и скверах, у многих фольварков статуи и бюсты разных кайзеров, гинденбургов, людендорфов и прочих бисмарков. Мы относились к ним, королям, герцогам и маршалам, без почтения, но и не позволяли глумиться над историческими персонажами. Другое дело портреты и бюсты Гитлера! Те - уничтожали без раздумий. Исторические памятники, повторимся, не трогали, ведь мы воевали с германским фашизмом, а не с немецким народом и его историей.

В городе-герое Ленинграде, колыбели Великого Октября, были сохранены памятники Петру Первому, Екатерине Второй, Александру Второму и многие другие мемориалы дореволюционной истории. Хотелось бы такого же уважительного отношения к нашему общему историческому прошлому и со стороны нынешних властей, руководителей разного ранга.

К сожалению, этого нет. Только в последние месяцы у нас в Минске имели место случаи, без преувеличения скажу, исторического вандализма. В бывшем здании Первомайского райисполкома, ныне занимаемом районной администрацией, разрушен барельеф В.И.Ленина.

Во Фрунзенском районе по улице Лещинского, 5 варварски сорвана мемориальная доска польскому социал-демократу, революционеру Лещинскому, в честь которого и названа улица.

На Западе-4 (ЖЭС-101) по улице Колесникова варварски сорвана мемориальная доска Герою Советского Союза летчику Колесникову, имя которого и носит эта улица.

Ни соответствующие ЖЭСы, ни отделения милиции не хотят замечать подобных случаев исторического варварства и не принимают никаких мер по расследованию этих фактов. О восстановлении этих мемориалов никто даже не думает.

По поводу разрушенного барельефа В.И.Ленина один из авторов нашей статьи (В.Ф.Калиберов) обратился с письмами в адрес многочисленных госорганов, депутатов Палаты представителей Национального собрания. Никакого ответа на эти письма не последовало.

Складывается впечатление, что мы живем в бездуховную эпоху, в эпоху исторического вандализма и беспамятства, когда разрушению и уничтожению подвергается все, что имеет отношение к нашему историческому прошлому.

Борис БОКОВ, Василий КАЛИБЕРОВ, Василий КОНОНОВ, ветераны войны, труда и Вооруженных Сил.



Улицы чистые, а зори тихие...

Хочу рассказать о человеке, который каждый день совершает подвиги местного значения. Если помните, у писателя Бориса Васильева есть повесть "А зори здесь тихие...". Так вот, наш председатель Елизовского поселкового Совета Александрович Георгий Альбертович тоже каждый день несет ношу "местного значения": делает жизнь маленького поселка чище и богаче. Освещены улицы в Елизово, огорожено кладбище, у памятника советским воинам всегда стоят живые цветы... Даже составлен план генеральной реконструкции поселка, и каждый житель может ознакомиться с ним... И потом, я не открою ничего нового, если скажу, что с пенсионерами очень сложно разговаривать занятым людям. В смысле, хлопотно решать заботы старых одиноких людей, но только это правило не распространяется на Георгия Альбертовича. Выслушает на приеме без лишних слов и обещаний и обязательно поможет старикам. Мы редко говорим слова благодарности руководителям, больше ругаем и критикуем. Но ведь есть и умные, чуткие руководители.

Александра МАТУСЕВИЧ, заслуженный работник культуры, библиотекарь с 40-летним стажем. Осиповичский район.



Не отрекаются, любя...

Год назад я совершила поступок, который никогда себе не прощу: в роддоме отказалась от своей доченьки. Очень тяжело мне было в тот момент: сама я инвалид, одна воспитываю ребенка. Но поддержки ни от кого не встретила. Напротив, в роддоме даже предложили оформить отказ от новорожденной. Мол, ты сама ее не вырастишь, а добрые люди, желающие ее удочерить, найдутся.

Так и случилось. И теперь я не знаю, где, у кого моя кровинушка, и, говорят, даже не имею права это знать. Но сердце не дает покоя. Сделаю все, чтобы вернуть дочь. Однако не только горечь потери щемит мне сердце. Возмущает, почему же те, кого государство уполномочило заботиться о материнстве и детстве, ровным счетом ничего не сделали, чтобы хоть как-то помочь мне материально (а главная причина того, что я отказалась от ребенка, в моем тяжелом материальном положении). Почему просто не предложили временно оставить дочурку в детском доме, пока я хоть немного не встану на ноги?

Пишу в редакцию еще и в надежде на то, что женщины, оказавшиеся в подобной ситуации, одумаются. Потерять счастье легко. А вот удастся ли его вернуть?..

Жанна, Барановичи.



Наш дядя Петя

Долгие годы я обращалась во многие инстанции, чтобы увековечить память тех, кто в годы войны, рискуя своей жизнью, спасал детей Мстиславского детдома. Но до сих пор ни в книгах, ни в очерках о Мстиславле даже не упоминается о героическом подвиге директора и воспитателей детдома. Складывается впечатление, что об этом вообще никто не знает. Народный музей, созданный руками воспитанников под руководством Петра Дмитриевича Врублевского, сегодня почти закрыт, осталась маленькая комнатка, где еще жива память о "нашем дяде Пете"... Городские власти, не говоря уже об областных, недоумевают: "А кто это такой, чтобы увековечивать его память?"

...Начало войны, голодные, оборванные дети, дорога протяженностью в месяц, вой разрывающихся снарядов... Маскируясь от немецких бомбардировщиков, 360 воспитанников детдома шли, держа над собой ветки, во время обстрела прятались в лесу, спали в основном на обочинах дорог или в кустарниках. Продукты, взятые в дорогу, быстро закончились, но, к счастью, иногда нас подкармливали жители деревень, через которые доводилось проходить. Выжить в пути удалось далеко не всем... Первая смерть потрясла особенно - умерла маленькая Женя, хоронить ее было не в чем. Тогда "дядя Петя" снял с плеч свое единственное пальто, завернул в него малышку и опустил в могилу, вырытую прямо у насыпи. "Пусть Женя спит в моем тепле", - со слезами на глазах сказал он... Не скоро мы пришли к станции Оса, что под Рославлем, но добрались-таки до города Темникова - на открытых платформах последнего уходящего в тыл состава...

В 1944-м Петр Дмитриевич вернулся в родной город с двумя мальчиками, которых взял на воспитание из детдома, стал работать в школе-интернате для глухонемых детей. Всю жизнь Петр Дмитриевич вел переписку с воспитанниками детдома, поддерживал их морально и по возможности материально, помог очень многим встать на ноги, поверить в себя...

После смерти этого редкого человека мы предлагали увековечить его память, назвать интернат в Мстиславле его именем. Об этом ходатайствовал и педсовет школы-интерната, где Петр Дмитриевич отработал больше 50 лет. Но чиновникам его жизненный подвиг не кажется достаточно убедительным... Меня часто приглашают в школы, училища. И первое, о чем я рассказываю, это о нашем детдоме, эвакуации, о Петре Дмитриевиче, о других людях, которые помогли нам выжить во время войны: о Евгении Михайловне Орловой, Егоре Ефимовиче Самусевиче... Недопустимо, чтобы о них забыли!

Анна Тимофеевна БУЛАЙ, бывшая воспитанница Мстиславского детского дома.



Этикетка не научит этикету

В свое время Платон добился закона, запрещающего употреблять спиртные напитки до 18 лет, а в Древнем Риме казнили тех, кто пил до 30 лет. Ведь это - золотые годы, когда нация закладывает свой генофонд. Человечество во все времена боролось не против вина как такового, а за здоровье детей, которое в перспективе - здоровье нации.

У нас об этом как-то забывают. Во многих семьях стало обычным приглашать детей за стол: "Выпей с нами!" Мне доводилось видеть, как 7 - 8-летние дети, выпив немножко из рюмочки, начинают крякать по-отцовски и занюхивать хлебной корочкой. Это, увы, вовсе уже не "детский юмор". Ребятишки изучают язык по этикеткам на бутылках, а математику - при сдаче стеклотары...

Судьба семей алкоголиков печальна и незавидна. В первом поколении - нравственная испорченность, алкогольные излишества, во втором - пьянство в полном смысле слова. Представители третьего поколения, увы, уже страдают ипохондрией, меланхолией, склонны к убийству. А четвертому присущи тупость, идиотизм, бесплодие. Как видим, алкоголиками не только становятся, ими и рождаются. Прочитайте это вместо этикетки на водочной бутылке. Задумайтесь!

Константин КОРНЕЛЮК, педагог. Витебск.



Отрезвляющий штраф

Прошлым летом утонул мой сосед. Хороший был мужчина, работящий, добрый. Но вот поехал с компанией от городской духотищи к воде, прохладе поближе. А где компания, там и бутылка. А где бутылка и вода, там и до беды недалеко. Вот она, беда, и приключилась. Конечно, мужчина сам виноват, что сначала "принял на грудь", а потом в воду полез. Ведь сколько раз про это писано и говорено. Но все-таки, думаю я иной раз, будь там люди, которые не дали бы ему в озеро полезть, все могло бы кончиться благополучно.

Поэтому с одобрением прочитала я недавно в одной из газет, что теперь нетрезвых купальщиков будут штрафовать. Но позже оказалось, что это не совсем так. Штраф грозит лишь тем, кто станет распивать спиртные напитки на пляже. А мне кажется, что нет никакой разницы: "нарезался" человек на пляже или до того, как туда прийти, главное, чтобы он в воду не полез. Мне поэтому представляется вполне благоразумным, если вместе со спасателями у водоемов будет дежурить и наряд милиции. Штрафовать тех, кто распивает спиртное, и тех, кто уже подшофе, и отправлять принудительно домой. Ведь не пускают же в метро нетрезвых граждан, чтобы уберечь их от беды. Так вода в этом смысле ничуть не безопаснее.

Даже если сначала "тепленький" купальщик-нарушитель будет возмущаться и негодовать по поводу штрафа и прерванного отдыха, то, когда проспится, еще спасибо скажет, что его жизнь от опасности уберегли.

Татьяна САФРОНЕНКО, Минский район.



Где починить "ноги"?

Я инвалид с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. В середине 90-х мне посчастливилось получить бесплатно "Таврию" с ручным управлением. Что значит для меня автомобиль, понять могут только такие же, как и я, инвалиды-"опорники". Колеса - это мои ноги. Без посторонней помощи не могу добраться ни в библиотеку, ни в магазин, выехать за город...

Но есть проблема, которая здорово осложняет мне жизнь. "Таврия" уже не новая, мои "ноги" все чаще дают сбой. Через 10 лет с момента получения этой положена новая машина взамен. Но я себя даже не тешу напрасными надеждами. Знаю инвалидов, которые до сих пор не могут получить первый автомобиль, не говоря уже о замене. Поэтому я всерьез думаю о капитальном ремонте машины. По идее, финансировать его должен местный бюджет. Но там средств на это нет. И я не в обиде. Сам готов профинансировать работы. Вопрос: где? На обычной станции техобслуживания дерут втридорога, невзирая на инвалидность и то, что авто для меня не роскошь и не прихоть.

В стране нет ни одной специализированной станции техобслуживания автомобилей для инвалидов, хотя пользователей спецтранспортом - тысячи. Я думаю, это проблема, и ее нужно решать. А опыт перенять, например, у оренбуржцев. Там, рассказывал знакомый, в прошлом году открыли единственный в России комплекс по обслуживанию и ремонту спецавтотранспорта. Таким образом, созданы рабочие места для людей с ограниченными возможностями: более половины работников - инвалиды. А от клиентов просто отбоя нет.

Леонид СТЕПЧУК, Брестская область.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter