Субботняя почта

Исповедь Мама! Как многим мы, дети, обязаны ей.
Исповедь

Мама! Как многим мы, дети, обязаны ей. Но как мало мы делали для нее хорошего - все не хватало времени. Я была в семье из тех, с кем она могла поделиться всеми переживаниями. А я терпеливо ее выслушивала.

27 апреля 1973 года получила телеграмму: "Мама заболела". Но лечь в больницу она отказалась. Я впервые разозлилась на маму, даже повысила голос, она огорчилась, до сих пор помню выражение ее лица. У меня собралось много работы, надо было подготовиться к посевной в огороде - хотелось, чтобы мама как можно меньше тратила на это сил. Нервы горели еще и оттого, что в конце месяца на работе идет сдача готовой продукции. Не будут вещи готовы в срок - сорву план, что жестоко наказывалось.

29 апреля я уехала. Огород был посажен. А 29 мая не стало моего самого дорогого человека...

30 лет мамы нет, но до сих пор помню ее глаза - голубые, добрые, полные благодарности. За что благодарить нас, матери наши родные?! Это мы благодарим и просим у вас прощения! Как дорого я заплатила бы сейчас за то, чтобы услышать твой голос живой, обнять тебя, поцеловать твои руки. Но только холодный, беззвучный камень памятника обнимаю и целую твой милый облик, изображенный на медальоне. Прошу прощения у тебя, мама!

Мне уже 68 лет. Если напечатаете мое письмо, может, кто-то напишет и мне. Буду очень рада. Жизнь сложилась так, что, прожив 38 лет в Минске, переехала в Осиповичи Могилевской области, ул. Потоцкого, д. 11а, кв. 14.

Ольга Николаевна ЗАКРЕВСКАЯ.

Cправедливость и Вера

Мне уже 84 года, но до сих пор не дает покоя судьба одного человека.

В 1933 году, когда я учился в 5-м классе Осмоловичской школы, к нам приехала криворотая девушка. Зашла в класс и представилась: "Я буду вашей старшей пионервожатой. Меня зовут Вера Петровна". Она воспитывала нас в духе коммунизма, прививала любовь к Ленину и Сталину. Когда в 1933 году был большой голод, она растолковывала: молодое советское государство находится в окружении капиталистических стран и внутренние враги народа проводят вредительскую деятельность. И мы верили...

А однажды обнаружилось, что у ученицы Нины Судиловской вши. Поднялся крик. На шум учеников появилась Вера Петровна, которая сказала: "Как вам не стыдно? Ведь наше правительство и лично Сталин заботятся о бедных людях, а вы издеваетесь над девочкой". И забрала Нину с собой в учительскую. На последнем уроке она зашла в класс и спросила: "Кто добровольно пойдет со мной к Нине?" Я был среди тех, кто согласился. Когда мы пришли домой к Нине, то оказалось, что ее отец инвалид. Он был без ноги. Но поскольку пострадал "за царя" (ранен в 1915 г.), то считался чуть ли не врагом народа. В доме были грязные стены, на полу валялось тряпье. Услышав вопрос, почему Нина приходит в школу грязная, ее мать заплакала и призналась, что у них нет бани, а сосед не разрешает у себя мыться.

После разговора с Верой Петровной сосед разрешил родителям Нины топить баню для себя. В субботу после уроков мы наносили воды в баню, истопили ее. Вера Петровна из палок наделала вешалок и всю одежду из дома Нины пропарила. К Вере Петровне после этого стали относиться с большим уважением и перестали называть криворотой.

...В 1935 году я окончил 7 классов и встретился с Верой Петровной уже только в 1950 г. в Климовичах. Узнала она меня не сразу. Мы пошли с ней в парк и долго разговаривали. В то время наши писатели послали письмо Сталину о том, как хорошо живется белорусскому народу. Однако Вера Петровна была возмущена: говорила, что это ложь. Она обратилась в райком партии с просьбой от имени коммунистов написать вождю правду о жизни белорусского народа. Но секретарь райкома ее не поддержал, и тогда Вера Петровна решилась написать письмо сама. Она писала о том, что много белорусов погибло на войне, что остались вдовы, которые пашут на себе, что большие налоги, возмущалась тем, что в колхозе по трудодням ничего не платят...

Потом говорили, что Вера Петровна "наделала много шума на всю Белоруссию", секретаря райкома сняли с работы, заведующему районо объявили строгий выговор. А нашу бывшую пионервожатую будто увезли в Могилев. После этого случая ее больше я не видел...

Федор СОЛОГУБ, Климовичи.

Восстановить, не разрушая

"СБ" писала о решении реконструировать часть Августовского канала, проходящего по территории нашей страны. Как уроженец тех мест и инженер хотел бы высказать свое мнение.

Длина канала, пролегающего по нашей стране, неполных 20 километров. От границы с Польшей до деревни Черток он идет практически по реке Черная Ганьча, спрямляя в некоторых местах ее русло. Сегодня у деревень Лесная и Рынковцы остались так называемые затоки - старое русло Черной Ганьчи. Вода в них стоячая, но не мертвая. Когда-то река питалась водой ручьев и ручейков, природа которых - родники. Думаю, надо восстановить не только русло канала, но и затоки. Это позволит создать своеобразные гавани для отдыха туристов.

Надо сохранить и историческую ценность тех мест. В деревнях еще есть постройки времени строительства канала. Это избы с особой архитектурой, которой вы не найдете в центральной части Беларуси. Если их не взять на учет, не сохранить сейчас, то через пару лет от них ничего не останется. Надо построить дороги, которые свяжут эти деревни между собой, с каналом и Гродно. Пешеходный мост через канал, связывающий деревни Рынковцы и Усова, тоже должен быть построен заново. Проектированием канала занят в основном институт "Белгипроводхоз", но целесообразным было бы подключить к нему специалистов-дорожников.

Чтобы привлечь туристов, должны быть построены или оборудованы столовые, гостиницы, кемпинги и другая инфраструктура. Хотелось бы знать, занимается ли этим кто-нибудь сегодня? Мне могут ответить, что будет канал - будет и сервис. Представьте, что в 2006 году к нам приедут первые иностранные туристы и не найдут этого сервиса. Они к нам еще поедут? Никогда! И другим закажут.

Еще один вопрос: как реконструкция канала повлияет на природу тех мест? Сегодня уровень воды на 30 - 40 процентов ниже уровня 50 - 60-х годов. В ближайшее время воды не прибавится, и при реконструкции канал должен быть равномерно углублен и расширен. Поднять уровень воды планируется с помощью шлюзов "Домбровка" и "Немново". Для этого необходимо в некоторых местах затопить пойму реки Черная Ганьча. Есть ли другой вариант? Да, это строительство новых шлюзов. Кстати, старожилы рассказывают, что перед войной планировалось строительство шлюза в районе деревни Усова. Там высокие берега приближены к руслу канала и позволяют без больших затрат вписать ансамбль сооружения. Какое решение примут проектировщики? Хотелось бы знать об этом заранее, чтобы предусмотреть возможные последствия для родных мест.

Владислав ШТАБИНСКИЙ, кандидат технических наук, Минск.

Не следует въедаться детям в печенки педагогикой

Когда предлагают поразмышлять о проблемах воспитания, мне приходят на ум детство и мамины бесконечные нравоучения: не делай этого, того нельзя, нужно вот так и т.д. и т.п. Тогда мне казалось, что своих детей я смогу воспитывать совершенно по-другому: никогда не стану повторять сотни раз одно и то же "нельзя" - короче говоря, как учил А.Макаренко, не буду въедаться детям в печенки педагогикой. Что в итоге? Быстро растет дочь. А я? Уже не сотни раз, а тысячи повторяю "так - не так, вот так". А она? Она ведет себя так, как когда-то я сама, и думает, что в ее семье все выстроится по-иному. Может быть...

И все же поразмышлять над проблемами воспитания стоит не только с вечной позиции "отцы и дети", но еще и с позиции "ученик - школа - общество - семья". Обратимся к словарю: "Воспитание - это создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации". Что же это за условия? Как решается проблема? Если мы хотим построить прочный дом, то прежде всего думаем о надежном фундаменте, без него невозможно само здание. Так и с человеком: если фундамент его жизни - детство, юность - сделан непрочно, недобросовестно, такая постройка долго не простоит. В дворянских семьях воспитанием занимались Ванька, Васька, Захарка... Именно они прививали любовь к родному краю, родной природе, вместе со сказками и народными песнями передавали малышам представления о добре и зле, о правде и справедливости. Родители же одаривали дворянских детей лаской, положительными эмоциями, поэтому о них дети вспоминают с обожанием, с глубоким уважением. На рубеже XX - XXI веков модель традиционной семьи значительно изменилась. Социальные и политические коллизии привели к внутрисемейным противоречиям, а члены одной семьи зачастую исповедуют разную мораль. Снижается престиж главы семьи - отца. В то же время именно родители - первые воспитатели, они имеют самое сильное влияние на детей. Утрачены традиции народной педагогики, возросли социальные и экономические трудности, привычными стали малодетные семьи, а следствие - детский эгоизм. Кто виноват? Да мы, взрослые, и виноваты!

Реальная картина детства зачастую превращается в драму всей остальной жизни. Причину подросткового равнодушия нужно искать в равнодушии общества, в вечном отсутствии времени у родителей.

Разумеется, школе и другим учреждениям образования самостоятельно проблему не решить. Но педагоги воспитывали и будут воспитывать человека, способного на сознательный выбор, на сознательную выработку идей. А семья? Ей нужно хотя бы сыграть в унисон со школой.

Ирина МИНЕЕВА, Береза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter