Субботняя почта

Свидетели есть! В "СБ" от 4 ноября я прочла статью "Последний" Станислава Чернова и хочу сообщить, что Николай Ятченко не единственный оставшийся в живых узник Штуттгофа.
Свидетели есть!

В "СБ" от 4 ноября я прочла статью "Последний" Станислава Чернова и хочу сообщить, что Николай Ятченко не единственный оставшийся в живых узник Штуттгофа.

Моя мама, Юлия Александровна Ручица-Кожернович, родилась в 1921 году. Вместе с отцом, Владимиром Афанасьевичем Ручицей, и грудным ребенком (мною) была угнана в Германию. Меня поместили в детский приют Лукишки, а родителей отправили в концлагерь Штуттгоф.

Сейчас мама болеет, и я за ней ухаживаю. Мама часто вспоминает о пережитом, кое-что пыталась даже записать. Очень правдиво и подробно все ужасы пребывания в лагере отображены в книге Балиса Струоги "Лес богов". Ежедневно умирало столько людей, что печи крематория не справлялись сжигать трупы и их складывали, как дрова. Отец также был сожжен после того, как, не выдержав пыток, скончался. Мама, когда узнала об этом, неделю была в горячке, но судьба ей уготовила сложную долгую жизнь. В 23 года она осталась вдовой с двумя маленькими дочерьми и боролась за выживание. Сама построила дом, работала, вязала, шила. Воспитала хороших детей, внуков, правнуков. Все ее любят, жалеют, уважают. Но все эти годы мама помнит о страшных днях в Штуттгофе.

Дарья РУЧИЦА, Сморгонь.

Волшебство ее души

Я давно закончила вуз, вышла замуж, воспитываю двоих сыновей, но то и дело вспоминаю ту первую и единственную в моей жизни вступительную кампанию.

...Я должна была сдавать экзамен по химии, но его перенесли на другой день. Чтобы не спугнуть удачу, об изменениях в расписании никому не сказала. Моя школьная учительница по химии переполошила весь санаторий, в котором отдыхала вместе с мужем, так и не дождавшись в назначенный день от меня звонка. Зато когда я позже сообщила о блестяще выдержанном испытании, моим успехам радовался тоже весь санаторий.

Каждый из сотен учеников Татьяны Константиновны Бондаренко может припомнить подобный случай. Она была особенной - не "училкой" или "химичкой", а Педагогом с большой буквы. Особенность сказывалась во всем: в ее изящной женственности и со вкусом подобранном гардеробе, в фанатичной увлеченности своим предметом, в который она непременно пыталась влюбить каждого ученика. И у нее это получалось. Не криками и шумом - хрупкая и маленькая ростом, она, казалось, просто не способна была повысить голос. А неким внутренним сиянием и безусловно справедливыми требовательностью и строгостью. На ее уроках не было скучно: она не читала долгих и нудных лекций, а творила чудеса, колдуя с пробирочками, колбочками и кочующими по ним жидкими и сыпучими веществами. Почти 50 лет через "волшебство" она открывала ученикам секреты своего предмета в школах NN 3 и 6 города Молодечно и в минской СШ N 128. Никто так и не разгадал секрета профессионального мастерства Татьяны Константиновны - ни ее коллеги-учителя, ни ученики и их родители. Зато государство высоко оценило ее успехи в преподавательской деятельности, присвоив ей звания отличника народного образования БССР и СССР, заслуженного учителя БССР. Совсем недавно Татьяна Константиновна Бондаренко ушла от нас навсегда... Но оставила на долгую-долгую благодарную память чистый и добрый свет своей души.

От имени учеников Татьяны Константиновны Бондаренко

Наталья ЛИЗУНОВА, Минск.

Дым в доме

В последнее время на подъездах многих домов устанавливаются металлические двери с домофонами. Лестничное пространство практически не проветривается, особенно зимой, когда закрыты окна в подъездах. Но это полбеды. Главная беда - жильцы-курильщики, которые принципиально выходят курить на лестницу. Куда устремляется табачный дым? Естественно, в квартиры (не во всех домах есть коридоры, отделяющие квартиры от лестничной площадки). Дым, конечно, не валит клубами, но для некурящих людей и малая доза табачного запаха чувствительна. Беларусь активно пытается участвовать в различных акциях борьбы с курением: например, курильщикам нет места в некоторых общественных местах, в столичном парке имени Горького закуривание сигареты чревато штрафом. Но ведь и лестница жилой многоэтажки - место общего пользования. Только разница в том, что, допустим, из прокуренного кафе посетитель может выйти, а некурящим жильцам из своих квартир идти некуда. Думаю, вполне резонно было бы ввести запрет на курение на лестничных площадках многоэтажных домов. А если кто-то без табака жить не может, пусть дымит у себя в квартире.

Маргарита ЧЕРКАСОВА, Минск.

Сказ о Елене Прекрасной и Иване-царевиче

В номере за 29 ноября я прочитала письмо Игоря Басинского "Почему Елена Прекрасная становится Бабой-Ягой?" и мне захотелось ответить автору. У наших мужчин всегда и во всем виноваты женщины, а сами они вроде бы и ни при чем. Только вот что я вам скажу, Игорь: если у вашего друга жена вдруг из Елены Прекрасной превратилась в Бабу-Ягу, значит, и сам Колька далеко не Иван-царевич. Но ему, конечно, проще: можно взять да и уйти к Елене Премудрой, где сытно и уютно. А вот сел бы и поговорил с женой по душам, выяснил все вопросы такого вот превращения.

Если Кольку, как и до женитьбы, тянет к друзьям пивка попить, то для своей половины он определил круг прав и обязанностей: готовка, стирка, уборка... Да еще при этом жена обязана выглядеть хорошо. Почему бы мужу-привереде не подняться самому пораньше, привести себя в порядок, приготовить завтрак любимой, а вечером пригласить ее на прогулку, по дороге купить букетик цветов, а дома устроить ужин при свечах. Не надо каждый день - хотя бы раз в месяц! Если супруг хоть изредка будет оказывать своей благоверной знаки внимания, любви, заботы и ласки, то, уверена, она никогда не превратится из Елены Прекрасной в Бабу-Ягу. А раз уж такое произошло, то недовольному мужу причины нужно искать в первую очередь в себе.

Светлана САБАНОВА, Калинковичи.

Стыд

Паша по прозвищу "Левша", с раннего утра и до позднего вечера отирающийся возле магазина в нашем микрорайоне, - без рук по локти. Пьет он, поставив обрубками стакан, бутылку или какую-либо посудину на колено. Какое колено - правое или левое - значения не имеет. Сидит, в зависимости от времени года, на травке или в снегу и тянет, склонившись, из поставленного на колено сосуда одурманивающую жидкость. Остатки допивает, чтоб ни капли на донышке не осталось, ухватив зубами бутылку и запрокинув голову. А это не блоху подковать - посложнее будет, почему и прозвали его Левшой. Зубы же у Паши крепкие - из железа. Не стершиеся с Великой Отечественной... Руки Паша на той войне и потерял. Когда в дот, чтобы не погибнуть совсем, как погиб Матросов, связку гранат руками сунул. Но об этом знают лишь он, да в военкомате, да я, тянущий служебную лямку в этом военном учреждении. Лишившись рук, Паша смыл свой позор, поскольку воевал в штрафном батальоне, в который повезло попасть из тюрьмы, где сидел за воровство. Если бы не тюрьма - наверняка бы ему присвоили звание Героя. А так за подвиг лишь судимость сняли да комиссовали подчистую. И на "гражданке" с военных лет мыкается он в инвалидном доме, пережив в нем и сверстников-фронтовиков, и тех, кто позже в сыновья годился, и теперь на казенном содержании уже с ребятами, пострадавшими в Чечне. Зажился он, считает Паша, потому, что никогда в загробную жизнь не верил - в Бога, значит. "Как поверю, так и откинусь", - говорит он по-тюремному, но поверить в Бога мешает ему, наверное, пристрастие к алкоголю. Во хмелю Паша выдвигает другую версию своего долгожительства: "Был бы с руками, давно бы помер, а без рук, видно, на тот свет не принимают. Вот подкоплю деньжат и в Беларусь рвану. Я местечко, где без рук остался, хорошо помню. К рукам прислонюсь, там сгинувшим, и отойду тогда с миром..." Скопить деньжат, однако, ему никак не удается. Когда Пашу спрашивают, как он потерял руки, он отвечает одно и то же даже в стельку пьяный

: - Отморозил, - и непременно уточняет: - по пьянке.

- Павел Дмитриевич, - сказал ему как-то, - зачем же так? Ведь ты герой и без Звезды. Хочешь, я похлопочу, о тебе и вспомнят? Времена ведь сейчас другие...

- Не вздумай! - просипел Паша, выпрашивая глазами на бутылку.

- Почему, Павел Дмитриевич?

- Почему, почему... - он спрятал глаза. - Вором был - скольких обворовал?.. В тюряге сидел. В нахлебниках вона уже сколько! - заскрипел железными зубами. - А еще, - поднял затравленные глаза, - грудью побоялся... И креста на мне нет! - развел культями на груди рубаху. - Стыдно-о! - заплакал без слез.

Вот такой вот стыд...

Николай БЕРЕЗОВСКИЙ, Россия, Омск.

Уроки для родителей

Прочитала письмо Виталия Малиновского "Даром, что ли, воспитатели на меня минуты тратили?" в "СБ" за 11 декабря и полностью согласна с автором. Я уже 18 лет работаю воспитателем в детском саду и с определенной долей уверенности могу сказать, что искренность во взаимоотношениях между родителями и детьми - явление редкое. У меня нет цели обидеть кого-либо, но многие родители зачастую не направляют детей в нужное русло, а учат приспосабливаться к ним, взрослым, пытаются сделать детей удобными для себя. К сожалению, я сама во многом такая же мама, хотя и понимаю, что "удобные" дети никак не подходят обществу людей мыслящих, талантливых, самостоятельных. Оступившись в воспитании собственного сына, к своим детсадовским подопечным я стараюсь относиться иначе.

Еще меня удивляет позиция тех родителей, которые думают, что специалисты (воспитатели) обязаны все делать за них, то есть воспитывать их детей. Но если вдруг что-то выбивается из их привычного уклада жизни, установившихся в семье отношений, они тут же вспоминают о своих родительских правах и прерогативах лепить из ребенка настоящего человека на свой вкус и манер. Один "крутой" папаша, например, закатил недавно в детском саду скандал, потому что его сынишке не дали поиграть с машинками. Сколько воспитатели ни объясняли, что ребенок намеренно ломает их, абсолютно не реагирует на рассказы о том, скольким людям и сколько времени приходится делать одну игрушку, что сломанную машинку придется выбросить, папаша стоял на своем. Родитель сам привык, не думая о других, только пользоваться благами, а не создавать их. Этому же он учит и своего маленького сына. А вот когда мальчик "попробовал на прочность" камнем лобовое стекло папиной машины, отец его отшлепал.

Я не претендую на бесспорность своих суждений - это мое субъективное мнение о проблемах воспитания детей. Но одно я знаю точно: если уж из специалистов-воспитателей иногда, простите за тавтологию, воспитатели выходят никудышные, то родителям остается надеяться только на свой врожденный талант "сеять разумное, доброе, вечное", которому, увы, нигде не учат.

Светлана МЕНЬШЕНИНА, Оршанский район.

Ревнует - значит, любит?

Моя жизнь - это ежедневный кошмар. Причина его - безумная любовь, точнее, безумная ревность моего мужа, которую он считает проявлением любви. Мы познакомились, когда учились в техникуме. Когда стали встречаться, Андрей ни одного парня-однокурсника просто близко ко мне не подпускал. Мне это даже нравилось: "Вот, мол, какие чувства, какая страсть!" Да и девчонки завидовали. Знать бы мне, каким адом все эти его страсти обернутся для меня после свадьбы!..

Если я, собираясь куда-нибудь, надеваю новое платье, делаю прическу, - сразу скандал. Зачем, для кого наряжаешься? На работу тоже ничего приличного надеть не могу - с мужем просто истерика начинается. А если вспоминаю кого-нибудь из коллег, он воспринимает это как супружескую измену. Я устала объяснять мужу, что люблю только его, что одеваюсь и причесываюсь потому, что не могу ходить неряхой. Бесполезно. Во всех моих словах он ищет и находит некий скрытый смысл. Каждый день у нас начинается и заканчивается упреками и скандалом. И все это муж объясняет тем, что любит меня, боится потерять. Я совершенно измучена его "любовью". И не знаю, что же делать, как изменить ситуацию. Даже к врачу ему предлагала обратиться, что вызвало очередной скандал. Может, читатели подскажут, что же мне делать с такой вот любовью...

Ирина, Гомель.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter