Субботняя почта

Взрослым - о детях С "СБ" я познакомилась благодаря своим родителям - они давно ее выписывают.
Взрослым - о детях

С "СБ" я познакомилась благодаря своим родителям - они давно ее выписывают. Газета мне нравится, и именно поэтому я решила обратиться к вам с предложением. Уверена, что подавляющее большинство ваших подписчиков - мамы и папы, дедушки и бабушки, у которых есть дети и внуки - школьники, подростки, студенты. Думаю, старшему поколению интересно и полезно было бы узнать, что думает о них, о жизни, об учебе, любви и прочем поколение младшее. В "СБ", например, есть колонка Тани Сулимовой, где представлен авторский взгляд на ту или иную проблему, событие современной жизни. А как было бы здорово, если бы существовала в газете подобная колонка, но с подростком или студентом "в главной роли". Наверняка мысли в ней молодых и юных из разных уголков нашей страны, из городов и деревень были бы не только интересны, но и полезны. Младшее поколение смогло бы выговориться, а старшее, может быть, научилось бы лучше понимать его. На мой взгляд, у этой затеи есть еще один плюс: спустя какое-то время из отдельных маленьких откровений сложилась бы целостная картина восприятия жизни нашей молодежью. Разве не полезно знать, как и чем живут сегодня те, за которыми будущее нашей страны?

Анастасия СТРОМ, ученица 11-го класса, Минск.

Преданность без родословной

В подвалах городских многоэтажек нередко ютятся целые кошачьи колонии. Они живут рядом с человеком, но как бы в параллельном мире, получая чаще пинок вместо миски молока, в лучшем случае - полное безразличие к своей горемычной особе. Детям не запретишь восторгаться усато-полосатыми дворняжками, но заботливые родители тут же одергивают: "Не трогай, вдруг он заразный!" В случае чего стараются приобрести заморское ангорское или сиамское кошачье чудо. С улицы никто не возьмет - побрезгует.

Говорят, человек когда-то приручил собаку и... забыл об этом. Не у дел и без заветной конуры чаще всего остаются самые преданные - дворняги. С завистью и грустью (обращал ли кто-нибудь внимание на их глаза?) смотрят они на ухоженного породистого мопса, разгуливающего по двору под ревностным присмотром хозяина. Без родословной и хороших характеристик Жучки, Шарики и Фильки едва ли могут на это рассчитывать. Ну и что с того, что, вместо документов, у них преданное сердце и лапы, уши и хвост ничуть не хуже, чем у мопса?

В зарубежных детских фильмах животные умеют разговаривать с людьми, те их понимают. В этих фильмах истории из жизни брошенных бездомных братьев наших меньших чаще всего заканчиваются хеппи-эндом. Но наши дети уже научились отличать реальность от сказки, поэтому и не спрашивают, отчего в их любимца дворнягу Тима незнакомый дядя вместо угощения может бросить камнем.

А.ПАЙГЕРТ, Верхнедвинск.

Как цыганка мне жизнь спасла

В одном из субботних номеров "СБ" я прочитал материал Дмитрия Корсака "В пику судьбе, или Как я заглянул в свое будущее". За долгую жизнь мне не раз приходилось сталкиваться с цыганами. Впечатления были разные. Но однажды старая цыганка спасла мне жизнь.

Когда началась война, наша семья жила в местечке Константиново (сейчас это территория сельсовета в Мядельском районе). Однажды отец погрузил в повозку полмешка соли и отправил меня, подростка, на соседний хутор - обменять соль на картошку. Когда я приехал на хутор, вдруг появились три немца. Они обыскали мешок с солью и нашли там записку (оказывается, мой отец и хозяин хутора были связными у партизан). Меня и хозяина хутора с женой заперли в сарае и подожгли. Что было потом, я не помню. Пришел в себя только через несколько дней. Оказывается, я и хуторянин обязаны своим спасением партизанам, которые неожиданно появились на хуторе, расстреляли немцев и потушили огонь. Отец привез меня в деревню и показал местному лекарю. Тот лишь развел руками, мол, надежд практически никаких. Вот тогда и появилась старая цыганка и предложила вылечить меня. Сомнения на счет своих возможностей она развеяла простеньким аргументом: цыгане, как никто другой, близки с огнем, он - их стихия. Потом она рассказала отцу рецепт приготовления целебного порошка, который должен был мне помочь. Платы никакой цыганка не взяла, сказала лишь: "Приду через неделю, захотите - отблагодарите". А через неделю я пришел в себя, стал нормально себя чувствовать.

Б.ГРИНКЕВИЧ, Мядель.

Продайте знания!

У моей внучки-семиклассницы, которая живет с родителями в деревне Поречье Гродненского района, нет учебников на русском языке по биологии, физике и всемирной истории. Недавно услышала в "новостях" комментарий компетентного специалиста: мол, все белорусские школы обеспечены учебниками. Но мы столкнулись с обратной ситуацией. У моей соседки дочь тоже учится в 7-м классе и тоже жалуется на недостаток учебников. Значит, такая проблема существует не только в деревне, где живет моя внучка. Я давняя и постоянная подписчица "СБ", поэтому решила просить помощи у читателей газеты. Может, у кого-то есть учебники по биологии, физике и всемирной истории, которые вам уже не нужны. Я буду очень признательна, если вы поможете моей внучке - вышлете учебники. Адрес есть в редакции.

Елена МОРОЗ, Кореличи.

В своей семье я - изгой

Не могу больше жить такой жизнью, какой живу с самого детства. Опубликуйте, пожалуйста, мое письмо, пусть читатели посоветуют, как мне быть. Много раз я пыталась утешить себя, настроить на нужный лад. Но больше фразы типа "Нужно уметь радоваться жизни, видеть в ней хорошее, не впадать в уныние" мне не помогают. Дело в том, что в своей семье я - изгой. Я не нужна собственной матери, самому дорогому и близкому человеку. С раннего детства она оскорбляет и унижает меня, ее не интересуют ни мои чувства, ни мысли, ни переживания. Что бы я ни делала, ей не нравится. Я плохо слышу на одно ухо, а ее это раздражает, она постоянно твердит мне: "Притворяться легче всего". На притворство списывает все мои болезни, как в детстве, так и сейчас. Единственным шансом вырваться на свободу было замужество. Увы, семейная жизнь у меня не сложилась, и я вернулась в родительский дом. Вернулись (с удвоенной силой) оскорбления и унижения. Я не работаю, сижу с ребенком-инвалидом, и не было еще ни дня, чтобы мать не попрекнула меня куском хлеба. Много раз я пыталась поговорить с ней по душам, как дочь с матерью. Все напрасно, она останавливает меня на полуслове: "Тебе всего лишь нужно немного тепла, ласки, материнской любви? Но ты давно не ребенок!" Я не могу объяснить ей, что родительские любовь и ласка нужны детям в любом возрасте. Не могу понять, откуда у нее такая ненависть ко мне? Ведь она не пьяница, не гулящая женщина, именно на эти вредные привычки я могла бы еще списать ее нелюбовь. У меня нет своей комнаты в доме, где я могла бы уединиться с ребенком, собраться с мыслями, переждать, в конце концов, "бурю". В каждой комнате хозяйка - она, и всячески это подчеркивает. Если бы было место, куда я могла уйти навсегда, ушла бы и не задумалась. Что мне делать, как быть? Посоветуйте!

Ирина, Минск.

Не могу сказать "нет"

Моя проблема не отличается особой безысходностью, и я даже знаю, как от нее избавиться. Но знать еще не значит уметь. Дело в том, что я не умею говорить слово "нет". На первый взгляд, это пустяк, но именно он портит мне жизнь.

Мне тяжело давать деньги в долг (интересно, а есть ли люди, которые делают это с легкой душой?). Не жадность тому причиной, а, как ни банально прозвучит, скромный размер зарплаты (при наличии собственных нужд и потребностей) и, возможно, несколько завышенные опасения о возврате своих кровных. Я уже имела горький опыт одалживания людям денег, когда добровольно давала их на несколько дней, а назад их приходилось выбивать спустя несколько месяцев. Тем не менее сказать "нет" не могу. И даже если кошелек у меня действительно пуст, и я не лукавлю, отказывая просителю, на душе остается горький осадок и некое абсолютно необоснованное чувство вины.

Когда меня о чем-нибудь просит приятельница или начальник предлагает выполнить поручение, от которого "если пожелаю, могу без проблем отказаться", я отказаться не могу. Потому что не умею говорить "нет". Пусть трижды буду занята более важными и спешными делами, но я добровольно нагружу себя сверху "пустячными" и необязательными к исполнению просьбами и обязательно выполню их в первоочередном порядке. При этом изрядно повздыхав о своем слабоволии.

Знаю, что скажи я когда-нибудь "нет", никто не станет меня укорять и винить. В некоторых случаях вовремя произнесенный отказ даже является поводом для большего уважения. Как мне научиться превозмогать себя и перестать быть обязанной всему свету, чувствовать при каждом случае вину за собой? Подскажите, как научиться говорить "нет", когда это так нужно.

Инна ЛИВНЕВА, Витебск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter