Субботняя почта

Родился в рубашке Во время войны я стал свидетелем редчайшего случая - человек, раненный в сердце, остался жив.
Родился в рубашке

Во время войны я стал свидетелем редчайшего случая - человек, раненный в сердце, остался жив.

...Батальонного комиссара 908-го стрелкового полка Западного фронта Николая Васильевича Куракевича доставили в госпиталь Москвы с ничтожной надеждой на излечение. Шесть суток приходил он в сознание. Молодой боец, уже отмеченный за храбрость медалью "За отвагу" и орденом Красного Знамени. Сам бог армейской хирургии Бурденко осмотрел тяжелораненого и сказал: "Надо спасти!" Медицинские сестры ни на минуту не покидали офицера, пока тот не открыл глаза...

Более 60 лет Николай Васильевич носит осколок фашистского снаряда в своем сердце. Недавно ему исполнилось 89! Но посмотрели бы вы на него, послушали его рассказы о войне и людях, с которыми сводила судьба!

Николай Васильевич родился в деревне Старица под Минском. Окончил Оршанский техникум и работал в управлении железной дороги. В 1939-м стал политруком. Война застала его в должности заместителя директора училища по политчасти. Политрук 6-й роты 24-й стрелковой дивизии Николай Куракевич поднимал бойцов в атаку с июля 1941-го. Под Черниговом, у деревни Грабовка, завязались ожесточенные бои. Там он и был ранен впервые. Авиабомба разорвалась в каких-нибудь пяти метрах. Волной его отбросило в сторону, а затем накрыло торфом. Снаружи торчала лишь правая нога. Она была насквозь прошита осколками. По ней бойцы и обнаружили своего комиссара. Врачи хотели ампутировать ногу, но молодой командир ни за что не соглашался: "Я еще повоюю!" После госпиталя политрук Куракевич попадает на Западный фронт, где празднует первую победу - освобождение города Калинина.

- Это случилось 18 декабря 41-го, - вспоминает Николай Васильевич. - Несколько суток мы боролись за город. Погибло очень много солдат. Вот за это сражение я и удостоен высокой награды - медали "За отвагу". А затем были долгие, изнурительные бои под Ржевом, откуда меня вынесли полуживым. В госпитале Куракевич пролежал полгода. Ему определили II группу инвалидности и хотели комиссовать. И опять политрук не дал согласия - до конца войны готовил автоматчиков в учебном полку.

Семью свою Николай Васильевич нашел под Сталинградом. Слава Богу, все были живы. Николай Куракевич вернулся к мирной профессии железнодорожника. Силе духа его и оптимизму можно только по-доброму позавидовать. "Знаете, почему я так сохранился и неплохо выгляжу в свои годы? - улыбается ветеран. - После госпиталя, когда мне сказали, что буду жить, каждый день, утром и вечером, повторяю себе: "Я молод, весел и здоров!"

Николай ХОРОШКО, Брест.

Спасите от внука!

Мне уже 91 год. Ветеран Великой Отечественной войны. Вырастил двоих дочерей. Жена, Агафья Степановна, умерла 16 лет назад, уже потерял и дочерей. Есть две внучки, но они живут в Петербурге, мне до них не доехать, да и они редко приезжают. Есть еще внук Дмитрий. Мог бы стать моей опорой на старости лет, а стал моим горем... Десять лет он терроризировал своего отца, моего зятя, - отнимал у него пенсию, избивал. Два года назад Григорий Яковлевич умер, и теперь внук терроризирует меня. Каждый день требует, чтобы я его кормил, давал ему деньги, бросается на меня с кулаками. Я уже очень старый человек, жить мне осталось немного, но как дожить? Обращался в милицию, но никакой помощи не получил. Что мне делать, люди добрые, как призвать к порядку внука, как дожить свой век? Посоветуйте что-нибудь.

Иван Денисович ЖЕРЕБОВ, Дубровенский район.



Дядя, достань воробушка...

Однажды весной мне довелось наблюдать за стайкой воробушков в деревне, как они в лужице купались, приводили себя в порядок. Зимой, видно, грелись и ночевали у дымоходов и стали черными, будто трубочисты. Вот и барахтались, били крылышками по воде, возвращая родимую окраску: у воробьев-"мужчин" она серенькая, с черным галстучком, а воробьихи - в широких серых нагрудниках.

Порадовался, как ребенок, ведь воробьев сейчас мы видим все реже. Помнится, китайцы сознательно истребляли воробьев, чтобы рис не клевали, после чего саранча вообще одолела, пришлось уже закупать воробьев в других странах, иначе рисковали совсем остаться без национального блюда. И мы на своих огородах разные пугала на шестах расставляем, чтобы отогнать воробьев. Но зла особого на эту птичку не держим. Не случайно, наверное, поддразнивая долговязых переростков, дети говорят: "Дядя, достань воробушка". Кстати, если кто не знает, нынешний год ЮНЕСКО объявила Годом воробья домового!

А недавно - чудо, да и только! - на площади у фонтана я опять увидел воробья. Вернее, памятник ему, отлитый из чугуна, с надписью: "Да вас я наза›с„ды прыляце›. Не вырай вабiць - а радзiма". По заказу городских властей его создали скульптор Станислав Целюк и архитектор Болеслав Тумащик, а отлили птичку на "Атланте". Красиво получилось!

Михаил ШУБИЧ. Барановичи.

Судьба моя горемычная...

Моя судьба сложилась так, что в 60 лет вынужден взывать о помощи, потому что больше так жить не могу. Женился я 30 лет назад, когда был курсантом школы милиции. Жену взял из бедной семьи, да и сам я не из богатых. Служил в уголовном розыске, участковым. Родились в семье две дочери. И хотя я получал небольшую зарплату, делал все возможное, чтобы нормально обеспечить девочек. Дети выросли. С большим трудом я их выучил. Потом выдал замуж - сделал две хорошие свадьбы.

В 1975 году как лучшему сотруднику милиции мне выделили двухкомнатную квартиру. Я собственными руками достраивал наше семейное гнездо. Однако из-за нерадивости жены в доме всегда царил беспорядок, грязь, а сам я ходил полуголодный. Старшей дочери помог получить двухкомнатную квартиру. Младшей купил всю обстановку и мебель. Но ни одна не захотела держаться мужа, своего дома. В результате их браки распались, хотя у каждой были дети. Несмотря ни на что, внуков я очень люблю.

В отставку я вышел подполковником, получил пенсию, еще работал начальником сторожевой охраны. Все деньги отдавал жене, но счастья в нашей семье все равно не получалось. В конце концов я развелся с женой. Но дети после нашего развода перестали со мной здороваться. Три года я жил один. Бывшая жена уехала "на заработки". От такой жизни случались периоды, когда я запивал, попадал в больницу. Через некоторое время жена вернулась и подала на раздел квартиры. Обратились с иском в суд и дочери. В результате мне досталась 1/4 квартиры.

Чтобы найти какой-то выход, начал строить себе отдельное жилье из времянки, где раньше держал свиней. В феврале этого года встретил прекрасную женщину, мы обвенчались. Живем замечательно, правда, в основном в бывшем сарае. Казалось бы, все встало на место. Но бывшая жена и дочери по-прежнему не дают спокойно жить, постоянно устраивают скандалы. Все мои мытарства невозможно описать. Может, кто из читателей испытал подобное в жизни и нашел выход из трудного положения?

Виктор, Минская область.

Нас подружил "Горизонт"

Сейчас мы живем в разных странах, нас разделяет граница. Но она не может разделить обычные человеческие чувства, такие, например, как благодарность.

28 лет назад друзья в день рождения сына подарили нашей семье радиоприемник "Горизонт". А через 7 лет, когда сыну предстояло идти в школу, мы к 1 сентября купили цветной телевизор этой же марки. В то время особенно высоко котировались "Шилялис" и "Горизонт". Немного поколебавшись, я сделал свой выбор в пользу "Горизонта". Руководствовался тогда двумя аргументами - безотказная работа уже имевшегося радиоприемника и... родная душа. За прошедшие десятилетия с вещами и нами происходили разные истории. Пару лет назад, приехав весной на дачу, мы испугались, когда услышали в домике голоса, которые о чем-то спорили, потом раздался громкий смех. Оказалось, в октябре, закрывая дачный домик на зиму, забыли выключить радиоприемник. Он спокойно пережил зиму в рабочем режиме! Телевизору повезло особенно - он попал под наблюдение хорошего мастера Роберта Клеймана, который гордился тем, что обслуживает "Горизонты". У наших соседей японский телевизор, но когда мы собирались на праздничные посиделки, яркость экрана "Горизонта" устраивала всех. Через 15 лет кинескоп стал блекнуть, но Роберт, проделав с ним хитроумные манипуляции, вернул агрегат в рабочее состояние и тот 6 лет тянул, как в молодости. Однако всему свое время, и, отработав более 20 лет, наш телевизор "Горизонт" N 071220075 "ушел на заслуженный отдых". Радиоприемник "Горизонт" ("Океан" - 209 N 889334) до сих пор работает, несмотря на падение со второго этажа, зной, холод, воду и другие экстремальные условия, в которые он попадал. Кстати, его ни разу не ремонтировали.

Наша семья искренне благодарна тем, кто выпускает "Горизонты" и "Океаны". Вместе с произведенной продукцией эти люди входили в наши дома как друзья. Я уверен, друзьями мы навсегда и останемся.

Владимир ЯВОРСКИЙ, Одесса.



Сотри случайные черты...

Совсем недавно отмечалось 100-летие дома поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле. "СБ" уже опубликовала к юбилейной дате статью Олега Белоусова "Вселенная поэтов". Наверняка откликнутся на событие и другие издания. А я держу в руках сборник Волошина под названием "Избранное". В него вошли стихи, воспоминания и переписка поэта. Мое внимание привлекла здесь такая строчка: "Я тебе страшно благодарна за Коктебель..." Слова принадлежат Марине Цветаевой. В пору, когда поэтесса только начинала писать, Максимилиан Волошин первый заметил ее стихи и написал доброжелательную рецензию на сборник "Вечерний альбом" (1911 год). По приглашению Волошина Марина Цветаева три лета, в 1911 - 1913 годах, провела в Коктебеле, где познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Цветаева через всю жизнь пронесла любовь, восхищение и уважение к незаурядной личности хозяина коктебельского дома. Максимилиану Волошину (его памяти) она посвятила очерк, стихотворный цикл, воспоминания "Живое о живом". Поэтесса пишет о Волошине: "Отношение его к людям было сплошное мифотворчество, то есть извлечение из человека основы и выведение ее на свет. Все остальное: мелкое, пришлое, случайное, отметалось". Полагаю, и в наши дни неплохо было бы следовать такому принципу: видеть в человеке его лучшие качества, а все несущественное не замечать, а также уважать в другом человеке его непохожесть на тебя самого.

Клавдия ЩЕРБАКОВА, Слоним.

Не хочу жить во лжи

Прочитала в "СБ" статью "Врем и не краснеем" и решила поделиться своим мнением. Психолог утверждает, будто люди врут на день по 25 - 50 раз, без повода в особенности. Наиболее часто врут женщины - ради своей выгоды. А если кто не врет, рискует в жизни стать изгоем. Раньше я тоже врала, но по-детски, а теперь не желаю врать вовсе. Никто не любит правды, она никому не нужна. Из этого следует, что люди хотят быть обманутыми, но я не могу так поступить.

С помощью вранья и лжи можно добиться немало - карьеры, положения в обществе, денег. Но, мне кажется, лучше ничего не иметь, чем получать блага с помощью вранья. Рано или поздно ложь выходит наружу, и обязательно придет расплата, поверьте. Давайте же проявлять любовь друг к другу, сочувствие, уважение, давайте сеять добро. Неужели люди не устали жить во лжи?

Ирина ЖИДОВИЧ, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter