Субботняя почта

Не стреляйте в белых аистов! Случилось это прошлым летом.
Не стреляйте в белых аистов!

Случилось это прошлым летом. Казалось бы, все в прошлом, но горечь и обида не проходят и сегодня.

Я как-то ранним утром отправилась в лес. Далеко отойти не успела, как откуда-то из кустов услыхала писк. Подошла, а там... молоденький аист с поврежденным крылом запутался в переплетенных ветвях. Я решила забрать птицу с собой, потому что одна она в таком положении погибнет непременно.

Прошло немало времени, пока аист выздоровел. Мы привыкли друг к другу, птичка стала мне настоящим другом. Когда я рассказывала ему о своих переживаниях, аист сначала смотрел мне в глаза, потом клал голову с красивым длинным клювом на колени, как будто жалел, и на душе у меня становилось легче. На моего нового жильца приходили посмотреть со всей деревни. Но нашелся у нас и недруг - сосед-охотник по прозвищу "Волк". Жил он один. Как и все охотники, имел ружье. Вот и решил Волк "поохотиться" на мою птицу. Аист не мог еще хорошо летать, только перепрыгивал с места на место. К несчастью, однажды допрыгал до двора соседа, которому это не понравилось. Он схватил ружье и выстрелил.

Из той деревни, где все случилось, я переехала в другую. Но потеря моего друга-аиста никак не забывается. Неужели не бывает добра без зла?

Екатерина ГРИНЬ, Борисовский район.

Хлеб на минном поле

В самом начале войны Бешенковичская МТС в полном составе (техника и люди) была переправлена в тыл, в село Путятино Рязанской области. А в 1943 году ее вернули на родину и по распоряжению правительства БССР направили поднимать народное хозяйство в освобожденный Пропойский (нынче Славгородский) район. Уже шла битва за освобождение родных городов и сел на Витебщине.

Пропойск еще дышал огнем и дымом. Фронт был всего в 18 - 20 километрах от райцентра. Но нужно было думать о хлебе насущном. Вскоре МТС стала готовиться к весенним работам в поле. Собрали местных трактористов, брошенную по селам технику, семена. Трактористы, разделенные на бригады, пахали, сеяли. Часто выкапывали мины. Случалось, попадали на немецкий патруль. Соня Распорская, одна из трех девушек в Бешенковичской МТС, распахивая землю, заехала на немецкую территорию. "Услышала "Хальт!" и остановилась, - рассказывала потом девушка. - Вижу - немец. Показала ему кукиш со словами "Вот тебе, на", резко развернула трактор и поехала в сторону МТС. И только отъехав метров 150 - 200, опомнилась, представила, что могло бы быть... Но я жива, выполнила свою работу". Об этом даже была статья в районной газете.

Трактористы работали и днем, и ночью. Жгли в поле факелы, сделанные из гильз и снарядов. Уже 10 апреля 1944 года работники Бешенковичской МТС отчитались правительству о вспаханных и засеянных площадях, за что и получили переходящее Красное знамя обкома партии и облисполкома и большую по тем временам денежную премию. Поездку в родные Бешенковичи им разрешили только летом 1944 года, когда город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. После долгой разлуки многие смогли встретиться с родителями, женами, детьми, но кто-то застал только пепелища и могилы.

Валентина ЗАХАРОВА, Санкт-Петербург.

Почему молчала пушка

Иногда мы попадаем в такие невероятные ситуации, что поневоле начинаешь верить в чудеса. Много лет назад нечто подобное произошло и со мной. Летом 1943 года на подступах к Орлу случилось непредвиденное: наш танковый полк атаковал свои же войска. Нам был дан приказ открыть огонь по группе людей в нескольких сотнях метров от нас. Совместив прицел, я нажал на спуск. Но механизм - впервые! - не сработал. Пушка не выстрелила. С удвоенным старанием я повторил атаку. И опять безрезультатно. Потянул запасной ручной спуск - глухо. Мне стало не по себе: в любую секунду можно было заполучить причитающуюся уже тебе самому порцию смертоносного металла. Расстояние до цели сокращалось. В мозгу крутилась только одна мысль: успеть бы первым. Пушку я в спешке разрядил, дослал клин затвора вверх, нажал на электроспуск и... тут по внутренней связи слышу: "Командир, там наши!" Эти слова ошарашили сильнее, чем сбой в работе прежде безотказной пушки. Еще миг, и невинные жертвы исчислялись бы десятками!..

Выглянул из люка: действительно наши. На окраине деревни, в саду, дымится кухня. Вокруг нее группками сотни полторы солдат.

Оказалось, это стрелковый полк, понесший большие потери несколькими часами раньше, был заменен резервным и сосредоточился на этом месте.

Давать оценку случившемуся в мою задачу не входит - без грубых нарушений уставных требований не обошлась ни одна сторона. И только моя давшая сбой пушка предотвратила кровопролитие.

60 лет прошло со времени того злополучного инцидента. Времени предостаточно, чтобы сопоставить факты, проанализировать произошедшее и прийти к окончательному выводу. Причина сбоя стрельбы кроется, по-моему, не в технике, а в человеке. И тем человеком может быть только тот, на кого легло перекрестие прицела. А его прикрыла просто какая-то неведомая сила...

Алексей ОКРУЖНОЙ, Брест.

Скорбный ангел

Как сегодня молодожены отмечают день бракосочетания? Сценарий у всех примерно одинаковый. Регистрация в загсе, объезд памятных мест в городе, свадебное застолье. В Минске обычно молодожены ездят к стеле городу-герою на проспекте Машерова, к монументу на площади Победы, а чаще всего - на остров слез к памятнику воинам-интернационалистам. Там есть скульптурная композиция ангела. Не знаю, откуда появилась странная свадебная традиция - подержаться, извините, за причинное место ангела, мол, это залог того, что в молодой семье будут здоровые и хорошие дети. Вот и "оттягиваются" молодожены возле ангела - с хохотом и визгом. А происходит все это, напомню, на острове слез, у монумента погибшим воинам-интернационалистам...

Мне кажется, давно пора хотя бы в Минске организовать уголок молодоженов, куда могли бы приезжать после регистрации брака молодые пары и их гости. В том же Троицком предместье, на берегу Свислочи можно устроить уголок молодоженов - с шатрами, буфетами, народными музыками, самодеятельными артистами, сувенирными лавками. Приезжать в такое место после регистрации, по-моему, гораздо уместнее, чем к ангелу на острове слез.

Виктор ПАНЧЕНКО, Минск.

История со счастливым финалом

Кто решает наши судьбы? Что должно произойти, чтобы люди, у которых случилось несчастье, сошлись в одной точке и спасли друг друга? За словом "случай", конечно же, стоит что-то другое, но я не знаю ему названия и поэтому говорю: "Да здравствует его величество Случай!".

...Сколько себя помнила, Настя всегда жила с мамой. Даже фотографий мужчин дома не было, только мама, бабушка да Настя. Ее это огорчало так же, как и постоянные болезни матери. Она не помнила ее молодой и здоровой. Вечная тоска в глазах, сжатые от боли или недомогания губы. Повзрослев, Настя все чаще уходила из дома. И тогда мать купила щенка, да не простого, а рыжего лабрадора с хорошей родословной. И сразу же после этого тихо и спокойно, как будто выполнила свой долг перед дочерью, умерла.

Смерть матери совпала с выпускным вечером, на который Настя не пошла из-за похорон. Так, незаметно для себя, она перешла из детства во взрослую жизнь. Ей пришлось срочно устраиваться на работу, благо в соседнем доме была столовая. Работа была ненавистная, но неплохо оплачивалась, кормила и Настю, и щенка.

Появление в доме собаки не осталось незамеченным для соседей. У Насти появились враги. Даже те, кто жалел "бедную девочку" на похоронах, злобно смотрели вслед и шипели: "Собачница..."

Она стала вечерами все дальше уходить от дома. Нашла небольшой плохо ухоженный скверик, где никто не обращал на Герда внимание.

...Когда Кирилл понял, что девушка со щенком приходит каждый день в любую погоду, он обрадовался, но, взглянув на себя в зеркало, вспомнил, что девушки для него - табу: абсолютно лишенная волос голова блестела, как бильярдный шар, да и синяки под глазами не красили. Ему только 20 лет, а в зеркале - изможденный болезнью старик. Правда, врачи говорят, что его дело не безнадежно. Кирилл хорошо помнил, как наперебой родители учили его разговаривать: у него с детства было очень сильное заикание. Из-за этого у него совсем не было друзей.

...В тот день шел дождь. Настя, как обычно, гуляла в скверике, бросала палку Герду, который на слово "апорт" мчался со всех ног. Она не замечала худого парня, который вот уже полчаса переживал, что у девушки промокли ноги и на спине ниже края зонта расползлось черное пятно. Наконец он решился: "Девушка, - с трудом выговаривая слова и ужасно краснея от напряжения, произнес Кирилл, - берите собаку и пойдемте в дом". Ему хотелось быть красноречивым и убедить девушку, что именно так она должна поступить, но от ужаса, что начнет заикаться, он сказал лишь одну фразу.

Если бы в предложении Кирилла не прозвучало слово "собака", Настя наверняка бы отвернулась и ушла. Но, пожалуй, впервые это слово прозвучало не враждебно, а очень даже миролюбиво. Она посмотрела на парня и поняла, что он ее не обидит, так как слишком много обид пережил сам. И - пошла к нему домой.

Чем закончилась эта история, свидетелем которой я стала? Не знаю. У нее еще нет конца... Но так хочется верить, что все будет хорошо...

Анна ЛУКИНА, Минск.

В трясине...

Моя семейная жизнь почти сразу пошла под откос - все из-за пристрастия мужа к выпивке. Но расстаться с ним я не могла - на руках дети. Нужно их растить, а муж почти не работал. Так и жили - пьянки, безденежье, скандалы. В конце концов решила уйти. Но не тут-то было! Кому хочется лишаться бесплатной кормушки - жены? Тут-то он и вспомнил о своих "законных правах". Не давал согласия на развод, на раздел квартиры. Почему закон не защищает несчастных женщин, которые вынуждены кормить мужей-пьяниц, имея на руках детей? Документы на развод мне оформить удалось. Но как и куда выселить бывшего мужа? Закон здесь бессилен! Милиция ничего сделать не может, а суд выносит решения о мизерных штрафах, если муж дебоширит. Вот так и живем...

А еще гложет меня такая мысль. Ведь хотя он алкоголик и скандалист, все-таки человек. Погубили его слабый характер и пристрастие к спиртному. Если бы он сумел вылезти из трясины пьянства, побороть свой недуг, мог бы быть и хорошим мужем, и заботливым отцом, стать другим человеком. Но как это сделать, подскажите, люди добрые!

Екатерина ТЕПЛЯЕВА, Могилевская обл.

Боль, от которой нет лекарства

Мне всего 18 лет, а я уже устала страдать и совершенно не верю в любовь. Своего парня я считала самым лучшим, самым верным, безгранично доверяла ему. Он говорил, что любит меня, хочет быть только со мной. Полтора года мы были вместе. Если я куда-нибудь уезжала, думала только о предстоящей встрече с любимым. Сначала я не понимала, что люблю его. Когда у нас произошла первая ссора и я уехала учиться, стало казаться, будто забываю прошлое. Но любовь к нему снова ворвалась в мою жизнь. Пускай он не красавец, но сердце не выбирает, оно просто любит. Я готова была простить все, но любимый стал уже не таким нежным и милым, как прежде. Мы пытались быть вместе, мучая друг друга. Однажды я узнала, что мой парень встречается с моей же подругой. Сначала не верила. Но в один из вечеров увидела, как они танцуют вместе. Мне хотелось кричать от боли, но я хладнокровно сказала ему, что он мне безразличен. И он ушел... А я стояла, смотрела на звездное летнее небо, сердце не чувствовало ничего - оно умерло. Сейчас я не знаю, как можно полюбить снова, если после счастья приходит боль. Боль, от которой нет лекарства...

Ксения, Лидский район.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter