– Этот диплом для нас особенно дорог и ценен, — говорит обладатель медали Франциска Скорины, заведующая кафедрой хорового дирижирования Белорусской академии музыки, художественный руководитель студенческого хора доцент Инесса Михайловна Бодяко. – Когда у нас гостил видный деятель российского хорового движения профессор Сергей Екимов, он особо отметил крепость и самобытность белорусской хоровой школы.
Мария Козырева и Полина Шпилевская – ученицы Ольги Евгеньевны Янум, которая кроме преподавательской деятельности возглавляет три известнейших хоровых коллектива — Праздничный хор Храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», камерный хор SALUTARIS и Государственную академическую хоровую капеллу им. Г. Ширмы.
Иоанна Урбанович учится у Инессы Бодяко.
– Конкурс проходил в дистанционном формате, – рассказывает Инесса Михайловна. – Из-за невозможности живого общения с хором все задания выполнялись под рояль, записывались и выкладывались в сеть, где жюри их прослушивало и выносило решение.
Козырева Мария |
Урбанович Иоанна | Шпилевская Полина |
Отработаны и технологии борьбы с мошенничеством, когда участники вместо себя подставляют кого-то другого. «На видеозаписях должны быть видны руки, ноги и лица конкурсантов», – недвусмысленно записано в условиях конкурса.
Но, конечно же, дирижирование под рояль – это совсем не то, что реальная работа дирижера с хором.
– В каждой категории было обязательное произведение Чайковского, и мне, как члену жюри, было чрезвычайно интересно сравнить разные подходы к оркестровке, фактуре, звуку, рождению фразировки и формы, – поясняет Инесса Михайловна. – Впрочем, если бы участники дирижировали реальными хоровыми коллективами, кто-то из них показал бы себя гораздо ярче, а кто-то, наоборот, стушевался, потому что для дирижирования хором недостаточно просто красивых рук. Нужно еще хорошо слышать и искусно направлять звучание коллектива в правильное русло.
В дистанционном формате прошла и приуроченная к конкурсу научная конференция, и тут уже никаких нюансов не наблюдалось. Доклад – он и есть доклад, будь то онлайн или в битком набитом актовом зале.
Приятно, что и здесь наши девушки блеснули и числом, и умением. Из 35 докладчиков было 8 белорусок – не только студенты, но и молодые преподаватели.
Анна Арлукевич рассказала об истории становления первого в Беларуси хора мальчиков и юношей Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки. Анастасия Шилец – о роли женщин-дирижеров в деятельности хоровых коллективов белорусских вузов. Особый интерес вызвал доклад Анны Пецевич, в котором она рассказала о белорусских изобретениях в дистанционном обучении студентов-хоровиков.
Многих посетителей привлек онлайновый мастер-класс Инессы Бодяко, в котором она рассказала о новейшей белорусской хоровой музыке.
– Низкий вам поклон, Инесса Михайловна, за ваш труд, за увлекательный и познавательный мастер-класс, за вашу любовь к белорусской песне, – пишет преподаватель Буйского областного колледжа искусств (Костромская область, Россия) Ольга Николаевна Абрамова.
Наши музыканты считают за честь быть пропагандистами своего родного искусства, знакомить мир с традициями и культурой Беларуси. И молодежь ничуть не меньше этим увлечена, чем старшее поколение.
juliaandr@gmail.com
Фото с сайта III Международного конкурса молодых хоровых дирижеров