Студент, смотри в глаза преподавателю! Количество платников в вузах не изменится, заочников станет меньше, а способов уйти от распределения почти не останется.

Выпускников общеобразовательной школы в этом году около 88 тысяч. Студентами вузов всех форм собственности прошлым летом стали 97,8 тысячи человек. Вместе с ними количество студентов в стране перевалило за 430 тысяч. Примерно половина молодых людей получают знания заочно, 60 процентов — на платной основе. Как изменится это соотношение в связи с резким сокращением количества выпускников школы в ближайшие годы?

Выпускников общеобразовательной школы в этом году около 88 тысяч. Студентами вузов всех форм собственности прошлым летом стали 97,8 тысячи человек. Вместе с ними количество студентов в стране перевалило за 430 тысяч. Примерно половина молодых людей получают знания заочно, 60 процентов — на платной основе. Как изменится это соотношение в связи с резким сокращением количества выпускников школы в ближайшие годы?

— Платные места, количество которых определено лицензией, сохранятся, — уверен председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Владимир Зданович. — Сокращать их даже как-то нелепо: если у человека есть средства — он вправе перечислить их государству за свое обучение.
Вузам терять платников невыгодно: в среднем каждый такой студент ежегодно перечисляет за обучение сумму, эквивалентную 1000—1200 долларам. Согласно указу главы государства от 28 февраля 2006 года, стоимость платного обучения определяется исходя из экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по конкретной специальности в данном учебном заведении, с ограничением уровня рентабельности — не более 30 процентов.
На деле рентабельность образовательных услуг вузов не превышает 5 процентов, а по отдельным специальностям равна нулю: университеты осознают уровень финансовых возможностей своих студентов. Поскольку 60 процентов заработанных таким образом денег идет на оплату труда преподавателей, “цена учебы” пересматривается по мере изменения тарифной ставки первого разряда. Сейчас вузы завершают процесс согласования с министерством очередных расценок. Экономисты БГУ заверили “НГ”, что цены повысятся примерно на 5 процентов.
— Мы не переживаем относительно снижения количества абитуриентов, — заметил первый заместитель министра образования Александр Жук. — Потому что в последние годы увеличивается количество желающих получить второе и третье высшее образование, развивается система переподготовки в вузах. В текущем году не ожидаем проблем и не планируем менять правила приема. Стране необходимы и специалисты со средним специальным образованием, и рабочие кадры, поэтому мы ведем большую работу по совершенствованию структуры набора в связи с изменениями в различных отраслях экономики.
Огромное количество желающих получить высшее образование породило серьезные проблемы, признал Владимир Зданович. Количество бюджетных мест в вузах сохраняется примерно на одном уровне. Быстрый прирост “студенческой массы” идет за счет платников и заочников.
— Анализируя опыт других государств, в частности соседней России, — уточнил он, мы видим, что самые престижные университеты — Санкт-Петербургский и Московский государственный имени М.Ломоносова — постепенно отказываются от заочной формы образования. Она себя изжила, поскольку у молодых людей нет больше необходимости в массовом порядке работать и получать образование одновременно. У сегодняшней молодежи масса возможностей получить более качественное образование в очной форме.
Точка зрения Владимира Здановича и других участников дискуссии о законодательном регулировании некоторых вопросов высшего и послевузовского образования нашла свое отражение в готовящемся ко второму чтению проекте Кодекса Республики Беларусь об образовании. По мнению авторов документа, заочное образование ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с дистанционным. Дистанционная форма образования будет закреплена в кодексе и должна развиваться: если белорусская система образования упустит эту нишу, наши молодые люди найдут дистанционных преподавателей за рубежом.
Кроме того, разработчики проекта предлагают:
— расширить перечень специальностей, для поступления на которые необходимо пройти профессионально-психологическое собеседование. Особенно тщательно следует отбирать будущих педагогов. Эту работу можно было бы проводить на стадии поступления либо путем лицензирования молодых специалистов с дипломом учителя. Что делать тем, кто не получит лицензию? Заниматься научной деятельностью или работать с бумагами.
— распределять по-новому. По их мнению, для большинства молодых людей на данном этапе развития государства распределение — благо, поэтому направление на первое рабочее место будут получать все целевики, а также молодые люди, которые учились хотя бы половину срока за счет бюджета.
— изменить предназначение магистратуры. В ней будут учиться не только те, кто пойдет по научно-педагогической стезе, но и практики. То есть талантливый производственник может поступить в магистратуру, чтобы, завершив обучение, с полным правом претендовать на более высокую должность.
— выпускать из аспирантуры “исследователей”. Сегодня из каждой сотни окончивших аспирантуру молодых людей только 4 или 5 защищают кандидатскую диссертацию. Остальные тоже получили огромный объем знаний и определенные навыки. Есть предложение “беззащитным” выпускникам аспирантуры выдавать документ особого образца. Возможно, через несколько лет у “исследователя” появится стремление к получению ученой степени.

Расписание на лето

График централизованного тестирования уже утвержден
Первое испытание — по белорусскому языку — пройдет 14 июня. 15 июня абитуриенты сдадут русский язык, 17 июня — историю Беларуси, 18 июня — географию, 20 июня — математику, 22 июня — обществоведение, 24 июня — Всемирную историю новейшего времени, 25 июня — физику, 27 июня — биологию, 29 июня — иностранные языки, 30 июня — химию. Все испытания традиционно будут начинаться в 11.00.
Резервный день — 5 июля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter