Сцепление с логикой

Минторг настроен решительно: через 2 — 3 года рынок автомобильных запасных частей должен преобразиться...

Минторг настроен решительно: через 2 — 3 года рынок автомобильных запасных частей должен преобразиться. Привычные сегодня развалы под открытым небом исчезнут. Все торговцы переберутся в специальные павильоны, магазины, торговые центры. Обязательными для них станут кассовые аппараты, идентификационные документы на запчасти и гарантии для покупателей. Этот сектор должен стать таким же цивилизованным, как торговля, например, лекарствами.


Сегодня рынок автозапчастей во многом остается полудиким. В Минской области в стихийном обороте находится 82 процента запчастей, в Могилевской — около 88, Брестской и Гродненской — за 99! Ситуацию можно и нужно исправлять, что доказывает, например, Минск, где на авторынке «Кольцо» и в Ждановичах построены хорошие торговые комплексы. Но и здесь более 32 процентов запчастей продается на развалах. Немало!


Тревожные цифры привела журналистам заместитель министра торговли Ирина Наркевич, рассуждая о состоянии и перспективах белорусского автосервиса.


...Ремонтировать неисправную машину надо так же экстренно, как восстанавливать нарушенный сердечный ритм. «Больная», она едва ли не более опасна, чем недомогание того, кто за рулем.


С этим пока проблемы, что подтвердит любой водитель. Перед станциями техобслуживания всегда стоят ожидающие ремонта авто. Вам не помогут именно тогда, когда вы в этом нуждаетесь. Потом окажется, что в наличии нет нужной запчасти. В худшем случае она окажется левой. Стоимость могут взять с потолка. Знакомо?


Наблюдения подтверждает статистика. Число зарегистрированных субъектов хозяйствования, оказывающих услуги в сфере техобслуживания и ремонта автомобилей, в 2009 году увеличилось на 7,6 процента, в 2010–м — на 6, в 2011–м — на 7. По оценкам Минторга, рост должен составлять 20 — 25 процентов. Развитие сферы заметно отстает от потребностей. Хотя в стоимостном выражении она занимает до четверти всех услуг и стоит на втором месте после строительства и ремонта жилья. Половина «субъектов» работает нелегально! Эти данные приводились участниками редакционного «круглого стола» («Автосервис: утомленные тенью», 14 июня с.г.) и сейчас едва ли отличаются. Но кое–что меняется.


На днях группа компаний, специализирующихся на продаже запчастей (220 тысяч номенклатурных позиций от двух сотен мировых производителей!), устами своего директора Дениса Мороза огласила амбициозные планы: только в 2013 году открыть два десятка новых магазинов в регионах и вложить более 30 млн. евро в современный логистический центр с роботизированными складами.


Минторг приветствует инициативу: это позволит минимизировать «серые» поставки. Желательно видеть на белорусском рынке несколько игроков с подобными амбициями — ради усиления конкуренции. В стране второй год реализуется утвержденный в Правительстве специальный комплекс мер, направленный на построение цивилизованного рыночного сегмента, включающего автосервис и торговлю запчастями. Создана межведомственная рабочая группа, в которой первую скрипку играет именно Минторг.


Группа разрабатывает законодательные инициативы и реализует практические новации. Если раньше, например, право на ремонт той или иной марки машин получали только специализированные дилерские центры, то теперь — любой автосервис. Если, конечно, располагает нужным оборудованием, квалифицированным персоналом и получит сертификат. Это сразу расширило конкурентную среду.


Но как далеко этой сфере до цивилизованного уровня, каковы критерии? На вопрос корреспондента «СБ» точного ответа не последовало. Статистика, дескать, собирается, анализируется. Прозвучал такой субъективный показатель. Некоторые белорусские граждане предпочитают ремонтировать машины и покупать запчасти в Литве. Зато в наши восточные регионы зачастили россияне — с той же целью.


Тем не менее приведенные И.Наркевич цифры ясно показывают тенденцию. В этом сегменте рынка оборачиваются большие деньги: автомобильные узлы и агрегаты занимают до 17 процентов оборота в интернет–торговле и примерно столько же — в розничной. На 1 июля в стране было зарегистрировано 2.436 субъектов хозяйствования, торгующих запчастями в стационарных объектах. На рынках имелось гораздо больше торговых мест: 4.355. Иначе говоря, без кассовых аппаратов, без обязательных налоговых отчислений, без гарантий покупателю продаются 78 процентов запчастей. Но два года назад было 94: прогресс.


Уже в 2015 — 2016 годах ситуация поменяется кардинально: все 100 процентов торговцев будут работать в цивилизованных условиях. Таковы планы. Торговля бывшими в употреблении автозапчастями сохранится. Кто–то может бизнесом не заниматься, но желает, например, продать аварийную машину по частям. Но и за них продавец должен нести ответственность. Задача в том, чтобы сделать данный бизнес легальным, отметила И.Наркевич.


Она сообщила, что к первому чтению в Парламенте готовится проект новой редакции закона о торговле: в него включены положения о продаже автозапчастей. Предусмотрены антимонопольные меры. Приоритет — права потребителей.


Планы обнадеживают. Надежду на их реализацию вселяет недавнее событие, которое СМИ обошли вниманием. Минторг подвел итоги первого конкурса «Лучшая организация автосервиса». Участвовали в нем сотни предприятий. Среди победителей в 6 номинациях были не только известные столичные фирмы, но и скромные предприятия из сельской глубинки. Конкурс станет традиционным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter