Сцена завалена проблемами

В Минске завершился III Республиканский конкурс «Национальная театральная премия»

Яркие театральные события осени завершились III Республиканским конкурсом «Национальная театральная премия»
Яркие театральные события осени завершились III Республиканским конкурсом «Национальная театральная премия». В течение недели было показано 17 спектаклей театров драмы и кукол. Из них 9 приехали из регионов, 8 отобраны в столичных театрах. Количественно картина, возможно, скромная. Качественно — лучшее, что есть. Конечно же, повод для споров, размышлений и прогнозов имеется. Обратим внимание на некоторые принципиальные моменты конкурса.

В последние годы интересные события происходят в областных театрах, особенно тех, где есть свои ежегодные международные фестивали. Это Брест, Могилев, Гродно. Их куклы и драма стали конкурентноспособны. Во многом благодаря расширению круга международного общения и культурному обмену.

Узнагароду «За ўклад у тэатральнае мастацтва» народнай артыстцы Беларусі Наталлі ГАЙДЗЕ ўручыў намеснік прэм`ер-міністра Анатоль ТОЗІК.
Узнагароду «За ўклад у тэатральнае мастацтва» народнай артыстцы Беларусі Наталлі ГАЙДЗЕ ўручыў намеснік прэм`ер-міністра Анатоль ТОЗІК. Фота БЕЛТА

Самыми непривычными для нашей публики  и спорными спектаклями стали «Фауст. Сны» Гродненского театра кукол и «Фрекен Жюли» Могилевского драматического театра. Их визуальная форма совершенна. Сценография, музыка, пластика требуют интеллектуальной работы и разгадывания. Прочтение классических текстов свидетельствует о высокой профессиональной культуре режиссеров и артистов. Могилевский режиссер Саулюс Варнас углубился в пьесу шведа Барыс ЛУЦЭНКА.Августа Стриндберга, чтобы преподнести тонкое кружево любовных отношений. Гродненский режиссер Олег Жюкжда перелопатил десятки мировых версий о Фаусте, начиная со Средневековья до наших дней, чтобы предложить свое понимание такого интереса к реальному чернокнижнику XVI века. Тот в поисках истины не задумывался о последствиях, об ответственности. Спектакль заканчивается картинкой ядерного взрыва на экране. Это очень далеко от известного сюжета Вольфганга Гете, к которому мы привыкли.

Американскую классику пьесы «Наш городок» Торнтона Уайлдера гродненский режиссер Геннадий Мушперт прочитал как тихий деликатный поток жизни без устрашающих конфликтов и взрывов. Там все улыбаются, никуда не спешат, замечательно поют и пытаются объяснить нам, почему никогда не запирают на замок входные двери. В спектакле нет и намека на агрессию. Все всех знают. Обо всех осведомлены. Такая жизнь крохотных регионов только кажется скучной и малоинтересной. Она колыбель для будущих гениев.

Раман САЛАЎЁЎ.Нервный, мелодраматичный и трагикомичный спектакль привез  театр им. Якуба Коласа из Витебска. Успешная повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» в свое время потрясла российских читателей. Последовали ее сценические и экранная версии. На белорусский язык ее перевел артист Петр Ламан, который сыграл одну из главных ролей. В спектакле удачно дебютировал Роман Соловьев, и, конечно, все внимание на себя взяла заслуженная артистка Тамара Скворцова в роли жесткой, несчастной, запутавшейся в жизни Бабушки.

Совсем не кукольный спектакль, хотя и с большим количеством всяких кукол — «Гамлет» из Могилева. Два года назад он стал открытием молодого режиссера Игоря Казакова, который предложил зрителям трагифарсовую форму великой пьесы с яркими элементами современной жизни. За это время — множество гастролей и фестивальных наград. Сегодня это визитная карточка театра кукол.

Аляксей ЛЯЛЯЎСКІ.Таким же главным спектаклем стал «Самозванец» в Брестском театре кукол, для постановки которого пригласили из Минска Алексея Лелявского.

На нынешнем конкурсе у Лелявского две работы. В своем государственном театре кукол он создал «Ладью отчаяния» по новелле Владимира Короткевича, спектакль брутальный, мужской, жесткий, лишенный кукол, зато наполненный разнообразными красноречивыми предметами. Неулыбчивый Герасий Выливаха у Дмитрия Рачковского проходит все круги ада: огонь, воду, металлические тяжелые двери. Актер набрал силы со дня премьеры и стал очень убедительным. «Ладья отчаяния» — единственный кукольный спектакль, сделанный на белорусском материале и отвечающий целям и задачам Национальной премии.

У драматических театров участвуют в конкурсе произведения по пьесам Янки Купалы, Андрея Макаенка, Кондрата Крапивы, Адама Мицкевича, хотя они фактически проигнорировали современных белорусских драматургов. Кстати, это сегодня проблема театров и других стран, где интереснее авторские версии пластического репертуара, чем открытие новых имен.

Независимо от того, как сложилась итоговая наградная картина (где всегда присутствуют непредсказуемые правила лотереи), конкурс показал, что философские проблемы и жизнь одного человека совсем не оттеснены развлекательным репертуаром. Драматические театры так называемой провинции могут не уступать и даже превосходить своих столичных коллег. «Гамлет», «Фауст», пушкинский «Самозванец» и «Ладья» с белорусским мужиком Герасием Выливахой оказались в лидерах среди театров кукол и обозначили европейскую тенденцию к взрослению детского театра.

Конечно, огорчает, что маловато своего белорусского продукта, и пьесы о современности привлекают меньше, чем классика. Значительное число театров не представили свои работы или не прошли отбор экспертных комиссий по причине низкого художественного уровня. Однако своя «Золотая маска» в виде Национальной театральной премии — явление нужное, перспективное и обнадеживающее. Она в очередной раз обнажила накопившиеся проблемы и указала на болевые точки театрального процесса. Здоровая конкуренция не только отрезвляет, подтягивает, но и заставляет приобщать зрителей к сложному искусству, а заодно пропагандировать театр.

Татьяна ОРЛОВА

Апладысменты


У секцыі музычнага тэатра ўсе ўзнагароды дасталіся «Соф’і Гальшанскай» (музкамедыя) і яе стваральнікам — рэжысёру Міхаілу Кавальчыку і акцёру Антону Заянчкоўскаму. Прыкладна такая ж сітуацыя з балетам і операй. У «Вітаўта» наогул не было канкурэнтаў, а «Лятучы галандзец» супернічаў з «Рыгалета». У выніку на рахунку Вялікага тэатра ўсе шэсць узнагарод. У адзінага балета перамога яшчэ і ў намінацыі «Лепшая сучасная беларуская пастаноўка».

У лялечнікаў у фаварытах аказаліся дзве работы заслужанага дзеяча мастацтваў Беларусі Аляксея Ляляўскага — «Ладдзя роспачы», якую ён паставіў у родным РДТЛ, і «Самазванец», зроблены ў Брэсце. Цікава, што і прыз у намінацыі «Лепшы акцёр тэатра лялек» падзялілі Дзмітрый Рачкоўскі і Уладзімір Цевасян — выканаўцы галоўных роляў у гэтых жа спектаклях. Лепшы рэжысёр, вядома ж, Ляляўскі. Дарэчы, лепшы мастак-пастаноўшчык (гэта агульная намінацыя) таксама з гэтай жа каманды — Валерый Рачкоўскі. На жаль, гэта ўзнагарода была ўручана пасмяротна.

Больш за ўсё намінантаў было сярод прадстаўнікоў драматычнага тэатра. Лепшым спектаклем прызнаны «Аракул» па п’есе Андрэя Макаёнка горкаўскага тэатра, сярод рэжысёраў адзначаны Саўлюнас Варнас за «Фрэкен Жулі» Аўгуста Стрындберга (Магілёў), сярод акцёраў — Раман Салаўёў, галоўны герой спектакля «Пахавайце мяне за плінтусам» паводле аповесці Паўла Санаева (Віцебск).

За ўклад у тэатральнае мастацтва ўзнагароду атрымала народная артыстка Беларусі Наталля Гайда.

Наталля СЦЯПУРА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...