Стройки на границе

Пограничный пункт «Привалка» войдет в строй уже в этом году

Уже в этом году после завершения реконструкции войдет в строй пограничный пункт пропуска «Привалка» на белорусско-литовской границе

Как сообщил начальник Гродненской региональной таможни Василий ДЕМЕНТЕЙ (на снимке), первый пусковой комплекс начнет работать уже летом. После полной реконструкции его пропускная способность увеличится в три раза, с 340 до 1 тысячи транспортных средств в сутки. За двадцать четыре часа через границу здесь смогут проезжать 570 легковых, 400 грузовых автомобилей и 30 автобусов.

Практически одновременно с успешным завершением этого стартуют два новых проекта. Готовятся инвестиционные договоры о строительстве крупных логистических центров на границе с Польшей, в непосредственной близости от пунктов пропуска «Берестовица» и «Брузги».

— Чем будут вознаграждены путешественники, пересекающие границу в пункте пропуска «Привалка», за временные неудобства, связанные с реконструкцией? Насколько современным и удобным будет новый комплекс? — об этом мы спросили начальника Гродненской региональной таможни Василия Дементея.

— «Привалка» — третий международный пункт пропуска, который обустраивается в зоне деятельности Гродненской региональной таможни. В 2007 году завершена реконструкция пунктов пропуска «Брузги» и «Берестовица». В «Привалке» на сегодня намеченные работы выполнены более чем на три четверти. Построены здания для контрольных служб, устанавливается необходимое оборудование. Еще предстоит закупить и смонтировать технологическое оборудование, системы видеонаблюдения, речевого оповещения, распознавания номерных знаков, охранной и пожарной сигнализаций.

Обновленный пункт пропуска будет отвечать всем современным требованиям и полностью соответствовать по пропускной способности пункту «Райгардас» на литовской стороне. Здесь будет восемь полос для движения автотранспорта. В здании таможенных и пограничных служб разместятся залы досмотра пассажиров и оформления грузового автотранспорта. Построены модули весогабаритного контроля, оформления транспортных средств, площадки для стоянки транспорта и все необходимые для автономного функционирования поста системы, включая водозаборные скважины, водонапорную башню и трансформаторную подстанцию. Вместе с тем заказчик и проектировщики сейчас работают над оптимизацией затрат, для того чтобы каждый государственный рубль был вложен с максимальной эффективностью и расчетом на высокую отдачу.

— Это ваш подход к экономии: не просто сокращение затрат, а именно эффективное вложение средств?

— Именно так. К примеру, на качестве оборудования экономить не будем. Работа обновленных пунктов таможенного оформления доказала, что современная техника позволяет экономить большие средства и силы благодаря ее высокой эффективности. К примеру, около трех лет в «Брузгах» и «Берестовице» используются мобильные рентгеновские установки «RAPISCAN». Благодаря им время таможенного контроля сократилось в несколько раз. При помощи рентгеновского снимка инспектор за несколько секунд определяет, что перемещается через границу на территорию Таможенного союза, и принимает оперативное решение. Каждый вложенный в «RAPISCAN» рубль приносит 16-кратную отдачу. В «Привалке» же в рамках программы трансграничного сотрудничества «Латвия — Литва — Беларусь» предусмотрено строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса для таможенного контроля товаров и транспортных средств методом рентгеновского сканирования стоимостью 2777 тысяч евро. Планируется, что он начнет работать уже в следующем году.

Важным элементом в ускорении процессов оформления товаров и транспортных средств на границе также является эффективная работа системы управления рисками. Этот комплекс мер, основанный на анализе информации, применяется уже несколько лет и дает высокие результаты. Существенно сократилось количество досмотров, с 26 тысяч в 2006-м до 3 тысяч в 2012 году. При этом их эффективность увеличилась в десять раз. Система из года в год совершенствуется. Число выявленных с ее помощью административных правонарушений в таможне растет. Если в 2011 году их было 172, то в прошлом — уже 814.

Сейчас же на границе внедряется автоматическая система управления процессами контроля в автодорожных пунктах пропуска. Создается общая база данных пограничного, таможенного и транспортного контроля, которая будет доступна контрольным службам. Таким образом, их деятельность оптимизируется.

— Жители приграничья по собственному опыту понимают, что реконструкция, расширение мощностей пограничной инфраструктуры не роскошь, а назревший вопрос. Достаточно один раз увидеть очередь из большегрузов на границе, чтобы убедиться в необходимости пограничных новостроек. А как бы вы пояснили это нашим читателям в других регионах?

— Цифрами и фактами. Поток трансграничных грузоперевозок заметно растет. За последние пять лет количество проследовавших на въезд в нашу страну грузовых автомобилей увеличилось более чем в два с половиной раза. В 2012 году в Беларусь на гродненском направлении въехало 367 тысяч автомобилей, которые ввезли свыше 5,5 миллиона тонн грузов — на 30 процентов больше, чем в 2011-м. Внешнеторговый оборот в прошлом году превысил 4 миллиарда долларов США. За два месяца текущего года также наблюдается рост товарооборота — на 14 процентов на въезд в Республику Беларусь и на 25 процентов на выезд (в польском направлении) по отношению к январю—февралю 2012 года. С начала года на 118 процентов, то есть в два с лишним раза, больше прошлогоднего через границу проследовало автобусов. Поток легковых машин вырос на 12 процентов. Только развивающаяся таможенная инфраструктура может бесперебойно обеспечивать этот процесс. При этом обязательно и расширение подъездных путей к пограничным пунктам пропуска. Иначе узкие дорожные «перешейки» тормозят продвижение транспорта и создают проблемы. Именно поэтому уже в нынешнем году предусмотрено расширение до четырех полос десятикилометрового участка дороги к пункту пропуска «Привалка». В перспективе нужно решать и проблему расширения моста, расположенного между пунктами пропуска «Берестовица» и «Бобровники».

— Сокращению очередей будет способствовать и реализация проектов строительства логистических центров на границе?

— Да, мы на это рассчитываем. С их открытием часть грузовых автомобилей будет проверяться и оформляться не в пунктах пропуска, а непосредственно на территории логистических центров. В результате пропускная способность пунктов пропуска увеличится за счет сокращения времени пересечения границы как для грузов, следующих в Беларусь, так и для транзитных грузов.

В процессе общения с потенциальным инвестором, который обратился к областным властям с предложением построить логистический центр неподалеку от ПП «Берестовица», мы рекомендовали ему взамен участка, расположенного в нескольких километрах от поста, другой, вплотную примыкающий к пункту пропуска. Там раньше размещалась пограничная застава, которая перебазировалась в другое место. Такое решение выгодно во многих отношениях. И самое главное, оно позволит разгрузить пункт пропуска. Поскольку въезд в сервисную зону логистического центра планируется организовать прямо с территории поста, то определенная категория автомобилей будут проходить в пункте пропуска только пограничный контроль.

Планируется, что отечественная фирма-инвестор построит логистический центр, включающий складские помещения, территорию для временного хранения, и передаст его в оперативное управление РУП «Белтаможсервис». Возведение такого же центра, но уже вблизи «Брузгов» предусматривается другим ивестпроектом с тем же инвестором. Для него намечено выделить участок между двух дорог, на въезд и на выезд из пункта пропуска.

Такая удобная схема в будущем привлечет не только белорусских, но и российских, казахстанских перевозчиков. Ведь пункты таможенного оформления переместятся из Гродно на территорию логистического центра рядом с пунктом пропуска «Брузги». Произвести выпуск в свободное обращение грузов можно будет практически на границе. Это сэкономит время и деньги субъектов хозяйствования. Прямо с границы «чистые» грузы смогут отправляться в любую точку Таможенного союза.

Проекты принесут пользу и областному центру. От тяжеловесных фур разгрузятся дороги, улучшится экология. А самое важное — окажут положительное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности в регионе и в перспективе будут способствовать пополнению бюджета доходами от оказания логистических услуг (в том числе транспортных, складских, экспедиторских, финансовых услуг таможенных представителей).

Фото: Лилия НОВИЦКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter