Стройка-лодка и камень быта

В  Минской  области началась  массовая проверка строительных  городков.  За  две  недели  опечатано  уже  более  100  бытовок  

В  Минской  области началась  массовая проверка строительных  городков.  За  две  недели  опечатано  уже  более  100  бытовок 

Для непосвященного стройплощадка – бесконечная зона тревоги, полоса препятствий, в которой нет системы и порядка: грязь, холод, горы стройматериалов, котлованы, траншеи, на скорую руку сделанные городки и свисающие отовсюду провода. Можно ли здесь – в условиях почти военных действий – вести речь о безопасности строителей и выполнении всех нормативов? Это мы и решили проверить с Андреем Козловым, главным специалистом нормативно-технического отдела Минского областного управления МЧС. В четверг, ближе к концу рабочей смены, выехали в район и одну за другой детально проверили несколько строек. Осматривали с пристрастием, поэтому не раз и не два слышали в свой адрес злой, с упреком вопрос: почему не предупредили заранее? 

Боровляны. Участок строительства десятиэтажных многоквартирных домов. Въезд. По обе стороны – разнокалиберные бытовки. Просим одного из строителей открыть. Заходим. На некоторых светильниках нет плафонов. А огнетушитель где? «Мы это… приехали только… Сегодня же купим и поставим», — с надеждой в голосе говорит хозяин бытовки. Смотрим электросчетчик: жучков нет. Порядок. Чего, однако, не скажешь о проводах на улице. 

Без электричества бытовка – бесполезный деревянный вагон на колесах: ни света, ни тепла, ни удобств. Поэтому после каждого переезда нужно по новой подключаться к одной из осветительных мачт, тянуть от нее кабель и затем отдельно запитывать каждый вагончик. Что и говорить, морока. Поэтому далеко не все электрики утруждают себя соблюдением элементарных мер безопасности. Идем, смотрим: над крышей каждой из десятка бытовок – густой, как перекати-поле, клубок проводов. Скрутка. А это значит, малейший перепад напряжения в сети, замыкание – и от вагончика останутся одни колеса. На этот крайний случай бытовой городок должен быть оборудован первичными средствами пожаротушения: топорами, ломами, противопожарными полотнищами, ящиками с песком и 200-литровой бочкой с водой. Должен быть… Подготовлены предписания. На устранение недостатков прорабу и мастеру объекта  – неделя. До скорой встречи, господа!         

Лучшее – враг хорошего. Это я понял, когда мы приехали в поселок Лесной. Такой же строящийся десятиэтажный дом. Такие же вагончики. Но совсем другое отношение к быту своих работников. Видно сразу: прораб СУ-207 МАПИДа зарплату получает не за красивые глаза. 

Следующая остановка — стройплощадка ЖСК «Арсенал». Рабочие СУ-19 доводят до ума кирпичную коробку пятиэтажного жилого дома. Заработались, видно: нарушений хватает… Расстояние между рядами бытовок — от силы два метра при нормативе — 18. Перевожу: если случится пожар в одной из них, автоцистерна или автомобиль быстрого реагирования попросту не смогут подъехать. Возле одного из вагончиков — свалка деревянных поддонов. Если окурок или искра от болгарки – пиши пропало. Противопожарные щиты не укомплектованы необходимым инвентарем. Скудноват, выходит, арсенал-то. 

— Любой строительный городок изначально возводится по строгим нормативам: в ряду должно быть не более 10 бытовок. Если же по каким-то причинам их больше, строители обязаны сделать между вагончиками противопожарный разрыв. Покрытие – бетонное, чтобы даже в самую слякоть здесь смогла пройти спецтехника. И это ненадуманные правила – необходимость, подтвержденная реальными случаями, — объясняет Андрей Козлов. – О содержании бытовок – разговор особый. Именно здесь кроется львиная доля всех чрезвычайных ситуаций. И вот почему. Стройка не пятизвездочный отель. При всех своих удобствах и достоинствах ранней весной, осенью и особенно зимой бытовки промерзают. Без обогревателя никак. Если он масляный и произведен в заводских условиях, вопросов нет. Но строители – народ мастеровитый: будет нужно, сделают себе грелку из того, что есть под рукой. Тепло, но небезопасно… Поэтому наличие в вагончиках огнетушителей, плафонов и двойной изоляции – тот минимум, пренебрегать которым чревато. Штрафом – как минимум. 

Самая нерадостная картина ждала нас в будущем поселке Солнечный, близ деревни Дроздово. Строительство блокированных одноквартирных жилых домов идет полным ходом, а бытовой городок буксует по всем статьям. Да еще как… В одном из вагончиков мы наткнулись на печку-буржуйку времен очаковских, смонтированную с нарушением всех писаных и неписаных правил. Нет притопочного листа, не выдержаны безопасные расстояния, сверху лежат пожелтевшие, высохшие, как порох, газеты и рукавицы. По обе стороны, на стенах, – промасленная одежда. В предбаннике – канистра с дизтопливом… В остальных бытовках – ситуация не лучше: оголенные светильники, дымящиеся в пепельницах сигареты, полное игнорирование противопожарных разрывов. Последней каплей стал кустарный обогреватель, который в момент нашего прихода пытался включить в сеть электрик: «Я это… мы уже заказали… вы не подумайте». А мы и не подумали: на месте составили протокол, опечатали три бытовки и выписали три штрафа. Электрику. Прорабу. И руководителю ООО «Чистьжилстрой». 30 базовых – для начала… 

— Еще шесть лет назад на объектах строительства области было зарегистрировано 9 пожаров. Их причинами, как это ни странно, были те самые мелочи, о которых забывают и от которых зачастую отмахиваются нынешние строители. Теперь стройплощадки проверяются дважды в год, не считая рейдов в осенне-зимний и весенний пожароопасные периоды. Пожары не замедлили пойти на убыль: 2002-й – 7, 2003-й – 5, 2005-й – 1, а последние два года так и вовсе сработали «в ноль», — листает отчеты Андрей Козлов. – Увы, все это достигается только жестким контролем и мерами административного воздействия. Во время ежегодных месячников мы вынуждены приостанавливать работу в среднем 150—200 бытовок. В ходе нынешнего, например, уже опечатали более 100 вагончиков плюс десятки штрафов руководителям и ответственным должностным лицам… Обижаются. Злятся. Но все-таки потихоньку исправляются. Значит, куда больше шансов увидеть в бытовке вместо кустарной самокрутки заводской масляный обогреватель или водяной калорифер. Пусть себе даже и не сразу… 

----------------------------

Только цифры 

Сейчас в Беларуси открыты и действуют более 9300 стройплощадок. За десять прошедших месяцев инспекторами МЧС приостанавливалась работа почти 4 тысяч бытовых вагончиков. К административной ответственности по итогам проверок привлечены 1200 руководителей и около 3600 мастеров и прорабов. Максимальный штраф для физических лиц – 30 базовых, для юридических — до 200. Есть над чем задуматься.   

Любопытно 

Один из самых страшных пожаров на стройплощадках Беларуси произошел в 1995 году в Смолевичском районе. Пятеро рабочих остались на ночь, закрыли на ключ дверь бытовки, выпили, закурили и уснули… На окнах были закреплены массивные стальные решетки. Поэтому выбраться наружу из пламени мужчины так и не смогли. В разное время в бытовках за пределами страны (в Москве, Ханты-Мансийске и т.д.) погибли более 10 гастарбайтеров-белорусов.

-----------------------------

На снимке: в руках у Андрея КОЗЛОВА — тот самый обогреватель. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter