Строки, таящие бурю

Книжный навигатор

Якуб Колас. У думках, у сэрцах, у песнях. Успамiны, нарысы, эсэ, прысвячэннi. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.


Очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей Беларуси» посвящена юбиляру Года книги Якубу Коласу. Издание не могло, наверное, получиться неинтересным — ведь о Коласе написано столько воспоминаний, и до сих пор живы люди, которые с ним встречались... Тем более начинается книга с фрагментов уникального произведения Максима Лужанина «Колас расказвае пра сябе». Лужанин был личным секретарем Константина Мицкевича, и на страницах звучит как бы голос самого Песняра. О том, во что играли в детстве, какие сны видел в эвакуации в Ташкенте. И даже как «дзяўблi з усiх бакоў маладнякоўцы» — за глагольные рифмы, бедные размеры. И Колас в пику молодым стал экспериментировать: «Што нi раздзел, то новы памер ужыву цi новую страфу. Дзе сам выдумляў, дзе з Брусавым раiўся, чытаў яго «Опыты», меў кнiжку па вершаскладаннi»... Слово для Коласа значило многое: вот он возмущается газетным заголовком «Сеў на цалiне». «Забылiся пра слова «сяўба»... Хто сеў на цалiне? Для якой патрэбы сеў?». А вот воспоминания Заира Азгура, который лепил Коласа еще будучи начинающим скульптором, и писатель, чтобы помочь молодому мастеру преодолеть скованность, читал ему «Новую зямлю»... Кроме воспоминаний прозаических, в книгу включен раздел стихотворных посвящений. Думается, в этом объемном томе найдут необходимый материал учителя, школьники, студенты.


Райнер Мария Рильке. Собрание сочинений в 3 т. Т.1. Москва, Престиж Бук, 2011.


Да, я знаю, что поэзию сегодня читают мало... Ну еще сборники эпиграмм да любовных стихов покупают. Но есть тексты, сложные, философские, которые знать необходимо, так сказать, для базового литературного образования... Некоторые литературоведы доказывают, что Рильке был самым великим европейским поэтом прошлого века, но при всем максимализме таких утверждений нельзя не согласиться, что этот поэт — один из крупнейших. Не зря его творчеством увлекались Пастернак и Цветаева. Неоромантизм... Модернизм... «Умные этикетки» — не более чем украшения... А суть в том, что Рильке во многом предвосхитил позднейшие поиски поэтов. «Поэт — тот, кто преодолевает (должен преодолеть) жизнь. Вы — неодолимая задача для будущих поэтов», — писала Рильке Марина Цветаева. Поэт рассуждает о пропасти между словом помысленным и воплощенным... О Боге, который представляется, как «волна, проходящая через все вещи». О жизни и смерти... И сравнивает себя с флажком, который уже в буре, в то время как внизу «и окна еще не дрожат, и лежит еще пыль тяжело». Над каждым стихотворением Рильке можно раздумывать — к сожалению, от этого современный читатель отвык. Впрочем, не советую ограничиваться прочтением первого тома сочинений поэта, в него вошли ранние стихотворения, среди которых есть, естественно, и менее удачные. При знакомстве с поэзией такого уровня полезно и сравнивать работу разных переводчиков.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter