Стреляют все

У нас тут, знаете, стреляют. По вечерам — из всех орудий, днем — так, легонько постреливают. Традиция: на Новый год нужно отгонять злых духов... Письма из Пекина

У нас тут, знаете, стреляют. По вечерам — из всех орудий, днем — так, легонько постреливают. Традиция: на Новый год нужно отгонять злых духов. Считается, что сделать это можно только с помощью громкого шума и огня. Именно для этого еще в IX веке китайцы изобрели порох. До Европы это чудо–изобретение добралось лишь три столетия спустя. Правда, «цивилизованные» жители Старого Света извратили идею китайской забавы и стали использовать его для войны.


Но китайцы остаются верными себе: продолжают веселиться с помощью пороха. Оно и понятно: год Быка на дворе! А Бык, между прочим, большой приверженец традиций. Поэтому если сотни лет ваши предки всю первую неделю нового года отгоняли злых духов от всех дверей, то и вам пристало. К тому же вольница — запреты на запуск петард и устройство домашних фейерверков сняты. Тринадцать лет запрещали, а теперь — стреляйте, дорогие товарищи, сколько можете. Ой, могут...


В Пекин завезли 750 тысяч коробок с пиротехникой и расставили почти 3.000 торговых ларьков. Рядом с нашим домом три. Продукция примерно одинаковая, цены тоже. Мы, конечно, чтобы не отставать от всего китайского народа, тоже зажгли. Купили за 30 юаней (4,4 доллара) ленту (хочется сказать — пулеметную) из 1.000 зарядов и рванули! Самое главное — вовремя убежать. Потому как длина шнура (это называется «бикфордов»?) выдает кризис: уж больно короткий. Не успел муж поджечь, а снаряды уже рвутся во все стороны! Хорошо, что он — бывший спортсмен и по–прежнему быстро бегает.


Рвутся наши снаряды — красота!.. А громко как! По звуку — точно горящий бамбук. Кстати, так и начиналось: до того как изобрести порох себе на потеху, китайцы перед Новым годом поджигали сухой бамбук — шум и треск почти такой же.


Мы жгли напротив подъезда — чтобы, значит, злые духи дорогу сюда забыли напрочь. Рядом с нами, почти в ряд, — соседи. На другой стороне проезжей части — жители соседних домов. Спать невозможно, нужно праздновать. К тому же новогоднее представление по телевизору — тоже обязательный пункт программы. Это у нас типа выбор, хотя, положа руку на сердце, что это за выбор? Какой российский канал ни включи — везде Галкин с Басковым. В Поднебесной иначе: какой канал ни включи, он ведет ретрансляцию праздничного новогоднего концерта главного канала CCTV. Там и все космонавты (ой, извините, тайкунавты), и выдающиеся ученые, и передовики производства, и все эстрадные и прочие звезды. Концерт этот — как барометр: если тебя пригласили спеть, поздравить, юморнуть или фокус показать, значит, с тобой все в порядке: ты звезда. А вот если нет тебя в новогоднем концерте (4 часа продолжается, между прочим — втиснуть можно всех), то, значит, что–то с тобой, дорогой/дорогая, не так... Кстати, китайцы обожают россиянина Витаса и приглашают его в свои новогодние концерты.


...А у нас по–прежнему стреляют. Оказалось, что в деле фейерверков я человек совсем несведущий. Рассматривая многочисленные коробки, выставленные в гремучих киосках, теряюсь: что это? как это выглядит в действии и как поджигать? Пока я рассуждаю, вызывая естественное недоумение продавцов и опытных покупателей, собирается кружок помощников: добрые люди всегда и подскажут, и поджечь помогут, если что. Соседи — почти что братья. Особенно в такую ночь. Но приз соседских симпатий я отдам, пожалуй, участку полиции, который расположен аккурат напротив окон кабинета, в котором я пишу это письмо. Потому что (только без обид, ладно?) «домашний» фейерверк нашей домашней же полиции не уступил тому, который был устроен в ночь на 1 января в Минске. За свои слова отвечаю — видела оба.


Как наша полиция стреляла!.. Песня. Симфония. Чины рангом пониже только успевали подносить коробки с боеприпасами. Их располагали прямо посередине проезжей части, и смотреть, как между рвущимися ракетами снуют автомобили (движение в эту ночь оказалось почему–то немалым), было по–своему весело. Тридцать минут беспрерывного гула ракет, распускающихся в небе цветов, ярких зарниц и праздника огня. Все — в сопровождении одобрительного гула полицейских чинов: «Хао! Хао!» (в смысле — хорошо). Народ и полиция в эту ночь были едины как никогда.


...А наутро город и отдельные его жители подсчитали потери. В Пекине 26 января (это как 1 января по–нашему) собрали 68 тонн мусора (оберточная бумага и все, что остается при сгорании петард и фейерверков). Лично мы обнаружили аккуратную круглую вмятину на капоте своей машины — след от праздничной ракеты. Я решила считать это жертвоприношением Быку — теперь уж злые духи нас наверняка не тронут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter