Стреляйте в пианиста... овациями!

Минск окунулся в творческую атмосферу "Белорусской музыкальной осени"...

Минск окунулся в творческую атмосферу "Белорусской музыкальной осени". На открытии фестиваля вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф.Светланова солировал всемирно известный пианист, 33-летний "иркутский принц" Денис Мацуев.


К счастью, он нашел время не только ответить на вопросы журналистов перед концертом, но и по-джентльменски стойко выдержать "преследования" корреспондента "СБ" вплоть до того момента, когда после раздачи автографов захлопнулась дверь автомобиля: Мацуева ждала Украина.


- Чем отличается нынешний визит от предыдущих?


- В Минске я был два года назад на Днях культуры России в Беларуси - я приезжал с оркестром Башмета. В вашем городе я во второй раз и рад, что в графике турне осталось место для Беларуси. Когда пришел в класс Белгосфилармонии, увидел в комнате знакомый портрет и вспомнил, что уже здесь был. Вспомнил потрясающую белорусскую публику.


Практически каждый день меняю города и залы и иногда, просыпаясь, не знаю, где нахожусь. Все проходит в жестком графике - около 130 концертов в год, практически каждый третий день я на сцене. Киев, Санкт-Петербург, Брюссель, потом с Тимеркановым уезжаем в большое азиатское турне. Это мое расписание на месяц.


- Вы часто выступаете с дирижером Марком Горенштейном, с его прославленным оркестром?


- Нечасто, но это всегда событие. Именно он 10 лет назад после моей победы на конкурсе Чайковского первым предложил мне отправиться в европейское турне. Многие думали, что же будет с этим оркестром после смерти Евгения Федоровича Светланова. Коллектив погибал в дрязгах... Но новый дирижер взял ситуацию в руки и доказал, что продолжает линию великого русского оркестра со своими интерпретациями, своим звучанием и может играть не только русскую музыку, как многие думают, а любую. Для Минска, я считаю, гастроли главного российского оркестра - настоящее событие, ведь они первые за последние 52 года.


- Как вы думаете, фамилия Мацуев происходит, может быть, от белорусского слова "моц"? Не чувствуете прилива энергии на белорусской земле?


- Прилив энергии? А почему бы нет?.. Я не помню, когда нормально спал, но вот мы приехали в Минск из Вильнюса - и, знаете, особой усталости не чувствуется. А вот по-японски "мацу" - ель...


- И все же в Иркутске, откуда вы родом, было много ссыльных белорусов...


- Очень интересно. У меня намешано много кровей - и эстонцы, и украинцы, и немцы, евреи, русские и, надеюсь, белорусы там тоже есть. Я обожаю Минск, обожаю публику, и белорусские девушки - просто идеал, - Денис выразительно посмотрел на часы и уточнил: - Иркутские и белорусские. Иркутск - моя родина и поэтому на первом месте.


- А кто из композиторов для вас как для исполнителя на первом месте? Некоторые критики полагают, что с Рахманиновым у вас какая-то особенная, внутренняя, может, даже медитативная связь. Так ли это и верите ли вы в духовную связь с гениями прошлого?


- Я в ней глубоко убежден... Как звучит Рахманинов, мы-то знаем, но я не думаю, что кто-либо приблизится в ближайшее время к его эталонному звучанию, при том, что он великий человек в трех ипостасях: и дирижер, и пианист, и композитор, конечно же. 2008 год вообще проходит для меня под знаком Рахманинова. Вышел альбом "Неизвестный Рахманинов", который я записывал в прошлом году вместе с одним из лучших звукорежиссеров мира Филиппом Ниделем. Это ранние произведения, которые Рахманинов написал в 1891 году, будучи еще студентом: сюита ля минор и фуга. Их подарил мне внук Рахманинова - Александр. Мы встретились в Париже, и он сказал, что если я брошу курить, то он сделает мне большой подарок. Для него курение - трагедия, потому что Рахманинов умер от рака легких, он был заядлым курильщиком.


- И вы выполнили условие, по всей видимости?


- М-м-м... Премьеры альбома прошли практически на всех мировых площадках классической музыки.


- А свежую музыку специально для вас пишут?


- С молодыми композиторами просто беда, они есть, но, к сожалению, пока не Щедрины, не Шостаковичи, не Прокофьевы. Есть проекты, но мне беспокойно за молодых.


- Музыка для вас - это... Продолжите фразу, пожалуйста.


- Музыка - это эликсир. В наше сумасшедшее время она является некоей отдушиной от ужаса, который происходит в нашей жизни, на телевидении, в СМИ. Музыка воздействует на нервную систему, на психологическое состояние, на душевное, потому что музыка - это средство, с помощью которого мы можем достучаться до собственной души, до сердца, и это главное.


...Десять минут до концерта. Мацуев сидит в комнате перед фортепиано Steinway & Sons, в углу - разобранные чемоданы, которые через час будут уложены для поездки на концерт в Киев. И тем не менее спросить было необходимо...


- Ваши планы расписаны на годы вперед. А планы на личную жизнь?


- Никаких!


- Но...


- Да, ужасно, я все равно стараюсь не забывать о личной жизни. Но... С одной стороны, мои графики - это сумасшествие, которое мало кто выдержит. Но, с другой стороны, это моменты счастья, потому что музыкант, который выбрал профессию концертирующего пианиста, наоборот, счастлив от того, что у него такая загруженная концертная деятельность.


- То есть у принятой в обществе директивы построить дом, посадить дерево, вырастить сына есть не менее важная альтернатива?


- Безусловно, можно найти другие жизненные принципы.


- Но у вас хватает времени на футбол. За кого болеете?


- Любимая футбольная команда - "Спартак" (Москва).


- А что вы думаете насчет белорусского клуба БАТЭ?


- С "Зенитом" сыграли 1:1, с "Ювентусом" - 2:2!!! Молодцы, кто бы мог подумать!


- Какие у вас пожелания к публике? Кроме того, чтобы выключали ненавистные мобильные телефоны.


- Это правда беда... Мы должны развивать новую аудиторию, поколение молодых, им нужно объяснять, что слушать классическую музыку - не развлечение, а тяжелая работа. Не всегда будет звучать Первый концерт Чайковского и Второй концерт Рахманинова, будет звучать другая музыка, к которой человек может быть не готов, - для нее нужно настраиваться. И где аплодировать, где нет - тоже нужно предупреждать публику, это нормально. Чтобы новая публика ходила в зал, ее нужно не только зазывать, а и готовить - это вам не шоу-бизнес.


Елена САВЕНЯ, Минск.

 

Фото ИТАР-ТАСС.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter