Стратегия успеха.

В предстоящие пять лет Казахстан останется среди самых быстрорастущих экономик мира.

Несмотря на зимнюю стужу, а стрелка термометра в Астане в последние дни не поднимается выше минус двадцати градусов, общую атмосферу в стране застывшей не назовешь. Сегодня Казахстан отмечает 20-летие независимости. Со знаменательной датой Президента Казахстана от имени белорусского народа и себя лично поздравил Президент Беларуси Александр Лукашенко. Впереди новогодние праздники, согревающие душу и сердце при любой погоде. И все это на фоне активной политической жизни. Страна готовится к досрочным парламентским выборам, намеченным на середину января.

Рейтинг популярности

Депутаты нижней палаты казахстанского парламента Мажилиса по собственной  инициативе попросили Президента Нурсултана Назарбаева распустить их и поскорее избрать новый состав. Выборы предложили провести в начале следующего года. Дело в том, что многие эксперты сейчас прогнозируют вторую волну глобального экономического кризиса, и в этих условиях, посчитали депутаты, будет логично и правильно не отвлекать время, силы и ресурсы на избирательную кампанию, а сосредоточить их на экономике.
Оппоненты власти заявляют, что выборы намеренно перенесли с августа на январь с целью осложнить агитацию. Однако, по мнению аналитиков, подобные утверждения не выдерживают никакой критики. Во-первых, рейтинг правящей партии “Нур Отан” (в переводе с казахского “Свет Отечества) и ее лидера Нурсултана Назарбаева в обществе сегодня достаточно высок и в их победе мало кто сомневается. По данным соцопросов, уже сейчас за партию готовы отдать голоса 86 процентов избирателей.
Во-вторых, казахстанская оппозиция на данный момент безнадежно разобщена и, как отметил директор казахстанского Центра политического анализа Султан Акимбеков, “тут вопрос даже не в том, сможет ли “Нур Отан” набрать свой процент, а в том, сумеет ли какая-то из партий преодолеть семипроцентный барьер”.

Емкая формула

В чем же причины такой популярности “Нур Отана”? Ответов тут множество, но все они в конечном итоге сводятся к ключевой характеристике государственной политики — ее предсказуемости. И это тем более важно для страны, на территории которой проживает более 140 этносов и которой удалось избежать конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве.
Там, где есть социальная и внутриполитическая стабильность, обязательно будут и успехи в экономике. “В начале пути к независимости Казахская ССР занимала скромное 12-е место в рейтинге экономического развития союзных республик, — проводит параллели российский политолог Юрий Солозобов. — Теперь Казахстан — одна из самых быстро растущих экономик планеты. В основе “казахского экономического чуда” емкая и понятная для каждого формула: “сначала — экономика, потом — политика”, выдвинутая Нурсултаном Назарбаевым. Он понимал: пока ВВП на душу населения не превысит 6000 долларов в год, о стабильной политической системе не может быть и речи. Сейчас этот показатель вырос до 10 000 долларов. Для сравнения, в Узбекистане — немногим более 3 тысяч долларов, в Кыргызстане — 2200, в Таджикистане — менее 2000 долларов”.

Не нефтью единой

Сегодня по уровню валового национального дохода на душу населения Казахстан входит в категорию стран с доходом выше среднего. В планах властей через десять лет вывести Казахстан в группу с высоким уровнем дохода. И для этого есть необходимые предпосылки. По прогнозам британской аудиторской компании Ernst&Young, Казахстан в ближайшие пять лет останется в первой тройке быстрорастущих экономик мира с ежегодным ростом ВВП на уровне семи процентов. Сегодня республика считается одной из самых “дружелюбных стран в СНГ для ведения бизнеса”. “Мы полагаем, — заявил руководитель центра быстрорастущих рынков E&Y Алексей Карклин-Марше, — что Казахстан имеет две вещи, которые он может предложить мировым инвесторам, — это большие возможности и предсказуемость”.
— Низкий уровень госдолга и солидные золотовалютные резервы сформировали необходимый запас прочности экономики, что позволило стране перейти к стратегии индустриальной модернизации. Казахстанские власти понимают, что только на нефти и газе далеко не уедешь, и стремятся максимально минимизировать возможные негативные последствия от спадов и кризисных явлений в мировой экономике, — считает руководитель аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко. — Диверсификация экономики повысит конкурентоспособность Казахстана на мировых рынках, позволит отказаться от сырьевой модели экспорта и даст новый импульс развитию регионов.

 Сегодня Казахстан считается одной
из самых дружелюбных стран в СНГ
для ведения бизнеса.

Свою лепту в инновационно-индустриальное развитие Казахстана вносит и Беларусь. По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Казахстана в Беларуси Анатолия Смирнова, на республиканском уровне можно выделить пять-шесть перспективных проектов с участием белорусских партнеров. К примеру, казахстанцам уже хорошо знакома белорусская техника. В Карагандинской области будут выпускать “БелАЗы”. Не за горами строительство белорусскими специалистами в Казахстане молочно-товарных ферм, агрогородков, реализация проекта по очистке воды.
Учитывая, что с нового года Беларусь и Казахстан будут сотрудничать уже в рамках Единого экономического пространства, можно не сомневаться, что со временем число совместных проектов только возрастет, говорит Сергей Мусиенко.

Обещанному верить

Предсказуемость присуща не только экономике Казахстана, но и его политике. Различные соцопросы, проведенные в последние годы международными организациями, показывают, что уровень доверия казахстанцев к своему Президенту остается неуклонно высоким. В первую очередь это связано с политикой государства в отношении русскоговорящего населения. В стране, где казахский язык является государственным, русский язык по-прежнему широко распространен и остается языком межнационального общения. При этом власти не допускают никакой дискриминации по языковому или национальному признаку, как это наблюдалось сразу после распада СССР в ряде постсоветских республик. Да и сегодня мы видим, какие острые дебаты по статусу русского языка случаются, например, в Латвии или Эстонии.
Перед внеочередными выборами президента Казахстана, прошедшими весной нынешнего года (тогда инициативная группа в несколько миллионов человек настаивала на референдуме по пожизненному продлению полномочий Назарбаева, а сам он предпочел провести внеочередные выборы), в местных СМИ проводились многочисленные опросы населения. Все задавали один вопрос: за кого будете голосовать и почему? Большинство отдававших предпочтение действующему президенту говорили, что ни один другой кандидат не обещает столь же глобальных улучшений в будущем, как Назарбаев. Но он не только раздает обещания, но и выполняет их. Таким же доверием пользуется и его партия.

Пропуск в парламент

Решение депутатов о самороспуске и проведении досрочных выборов вызвано также стремлением законодателей реализовать демократическую норму о многопартийности. Ведь “Нур Отан” с 2007 года была единственной партией, представленной в парламенте. Но только потому, что остальные политические партии не смогли преодолеть 7-процентный барьер на выборах. Аналитики назвали это не иначе как провалом оппозиции. В результате парламентарии приняли решение об “административной демократии”: в законодательство внесены поправки, согласно которым любая партия, занявшая на выборах второе место, автоматически проходит в парламент.
В предстоящих 15 января выборах примут участие девять партий, одна из которых — “Руханият” (с казахского “Возрождение”) — представляет интересы национал-патриотов. Ей, а также партии “Ак жол” (“Светлый путь”), объединяющей основную массу представителей малого и среднего бизнеса, пророчат стать основными соперниками президентской партии “Нур Отан”. Остальные политические силы страны по большей части либо чрезмерно радикальны, либо аморфны, проявляя себя лишь в электоральный период. По оценкам экспертов, вероятнее всего, семипроцентный порог самостоятельно, без “законодательных послаблений”, смогут преодолеть как минимум две партии.

Между Западом и Востоком

В адрес Казахстана со стороны некоторых западных политиков и экспертов нередко раздаются упреки в “недемократичности”, “авторитаризме” и “аннексии власти одной политической силой”. Но факты говорят сами за себя. Несмотря на все обвинения и скептичные оценки, Казахстан в 2010 году был избран председателем ОБСЕ и сумел провести “саммит десятилетия” — встречу глав государств этой организации в Астане. В 2011 году Казахстан председательствует в Организации Исламского Сотрудничества. “Нам не безразлично, как развивается государство, с которым мы сотрудничаем в рамках Таможенного союза, ОДКБ, других объединений, которое поддерживает нас на международной арене, — отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси Анатолий Ванькович. — Многовекторная внешняя политика Казахстана доказала свою эффективность. Сегодня эта страна активно продвигает диалог между Западом и исламским миром, являясь связующим звеном в переговорном процессе между цивилизациями. Тому подтверждение и съезды лидеров мировых и традиционных религий, проходящие на казахстанской земле. Независимый Казахстан вошел в число лидеров глобального антиядерного движения. По инициативе Нурсултана Назарбаева был закрыт крупнейший в мире Семипалатинский ядерный полигон и ликвидирован четвертый в мире арсенал ядерного оружия. Это первый в мировой истории случай добровольного отказа от ядерного оружия. Свою историческую правоту доказала евразийская идея Назарбаева, обосновывающая необходимость интеграции постсоветского пространства”.
Как верно заметил английский писатель Джон Голсуорси: “Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет”. Казахстан сегодня развивается в полном соответствии с долгосрочной Стратегией “Казахстан-2030”, поступательно двигаясь к главной цели — построению высокоразвитого, конкурентоспособного государства и общества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter