Обеспечение технологического суверенитета становится одной из приоритетных задач для любого государства

Стратегия полного цикла

Развивая экономику, выстраивая плодотворные контакты со стратегическими партнерами, закрепляясь на рынках Азии, Африки, Латинской Америки, наша страна продолжает закладывать фундамент независимости на многие годы вперед.

Иллюзии перестройки

Западные страны на протяжении большого временного отрезка навязывают всему миру схему, по которой они, мол, производят передовые товары, имеют самые развитые технологии, а другие государства и территории поставляют только сырье и самую элементарную продукцию. Это неравенство позволяет западным странам получать сверхприбыли и устанавливать свое политическое и экономическое доминирование.
Глобальная ситуация ухудшилась после развала СССР, который на протяжении семидесяти лет как раз вел борьбу с крайне несправедливой колонизаторской политикой. Новым элитам постсоветских государств стали массово рекомендовать приватизировать советское наследие и избавиться от передовых гигантов промышленности СССР.
Объяснения выдвигались разные. К примеру, Украина в момент распада Советского Союза имела ВВП выше Франции. На ее территории находились передовые предприятия и научно‑исследовательские организации в области машино‑, авиа‑ и ракетостроения, электронно‑вычислительной техники, фармацевтики. Но под влиянием западных фондов и лоббистов в среде ученых и элит Украины возобладал подход, что советское высокотехнологичное промышленное наследие является обузой, а не преимуществом страны и лучше от этого избавиться. Плачевные результаты таких решений мы можем видеть сегодня.

В том же Белом доме прекрасно понимали, что постсоветские республики могут стать новоиспеченными высокотехнологичными конкурентами или, наоборот, удобным рынком сбыта зарубежных товаров и дешевым источником сырья и энергоресурсов. Установление Западом своих преимуществ в торговле легко трансформировалось в его политическое доминирование. Зависимым от чужих технологий странам приходилось ежедневно демонстрировать свою лояльность господам, чтобы банально приобрести компьютеры, станки и прочую высокотехнологичную продукцию.

Урок Поднебесной

На этом фоне интересен опыт Китая. Он после ужасного унижения колонизаторами в XIX веке из высокоразвитого государства превратился в периферийную полуколонию. Но после образования КНР новое руководство поставило задачу иметь собственные технологии и «не зависеть от капиталистов». Сотрудничество Китая с СССР позволило реализовать 156 промышленных проектов. Это был самый грандиозный трансфер технологий в истории. Одномоментно была заложена основа китайской промышленности.

После прихода к власти Дэн Сяопина в стране была начата политика реформ и открытости. Самым великим успехом КНР стала реализация передовых индустриальных проектов всего за 70 лет. Для сравнения: государства‑колонизаторы этот путь проходили триста лет.
Чтобы понять объемы самого успешного в мире импортозамещения, следует немного сказать о классификации производственных отраслей по степени технологической интенсивности. В ней 39 подгрупп и 151 вид наукоемкой продукции, которая разделена на 525 позиций. На данный момент КНР стала единственной страной, производящей их все. 
И это результат различных программ импортозамещения, которыми в Поднебесной занимались на протяжении последних двадцати лет. Для сравнения: США выпускают только около половины из заявленных позиций. Поэтому понятна нервозная реакция главы Еврокомиссии по итогам саммита «ЕС — КНР», прошедшего в минувшем декабре, где Урсула фон дер Ляйен высказала свое несогласие с политикой Пекина на технологический суверенитет с типичной отговоркой, мол, создаете параллельные производства и ненужную конкуренцию.

Такие результаты говорят сами за себя и демонстрируют, что политика импортозамещения и цель технологического суверенитета не являются какими‑то искусственными или нерешаемыми. Просто за их критиками скрываются лоббистские силы западных стран.

Наш путь

Беларусь, являясь в советское время сборочным цехом СССР, прежде всего в области машиностроения, в результате избрания на пост Президента Александра Лукашенко отказалась от приватизации и повального внедрения западных экономических рецептов и смогла сохранить и развить большинство технологий и производств советского времени. Это позволило нам быть более суверенными и независимыми и, конечно же, вызвало недовольство стран «золотого миллиарда», которые ввели санкции против нашего государства еще в 1998 году.
Беларусь задумалась об импортозамещении. Именно в конце 90‑х прошлого века начали реализовываться проекты производства белорусских троллейбусов, автобусов и трамваев, комбайнов и многого другого, без чего сегодня нельзя представить нашу страну.

После усиления санкций против Беларуси в 2021 году перед нашим государством встала задача расширения программ импортозамещения. Был значительно увеличен перечень продукции, который включает широкий спектр: от продуктов питания и народного потребления до станкостроения и военных технологий.

Обострение международных отношений и поляризация мира поставили на повестку дня расширение проектов импортозамещения до уровня Союзного государства. Это и логично. Беларусь в силу количества населения и объема экономики, несмотря на стартовые преимущества, не способна выпускать все. Да это и не нужно. Еще в 2014 году мы помогли России заместить западные продукты питания. Если в 2013‑м почти треть санкционной продпродукции ввозилась в Россию из ЕС, а доля Беларуси составляла 12 процентов, то по итогам 2020‑го доля белорусских поставок в РФ уже достигла 25 процентов.

Санкционная агрессия Запада против России подстегнула в рамках Союзного государства начать реализацию знаковых программ импортозамещения в машиностроении, электронике и АПК. В кооперации с Российской Федерацией перспективы и возможности импортозамещения резко расширились. Это особо важно в связи с возможностью организовывать в двух странах производства товаров полного цикла, то есть от добычи полезных ископаемых до их переработки и выпуска конечной продукции.

Возможности кооперации

Обострение геополитических противоречий и фактическое разделение мира на Запад и Восток стали стимулом для формирования совершенно новой системы промышленного и технологического сотрудничества. Санкционная агрессия Запада принудила огромное количество стран обратить внимание на собственный технологический суверенитет. Однако глобальность и сложность поставленных задач заставляют государства все более глубоко кооперироваться и искать точки соприкосновения.  

Появляются предпосылки к глобальной технологической кооперации в рамках ШОС и БРИКС. Беларусь в данных процессах имеет все шансы стать одним из центров высокотехнологического развития в Евразии.

Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter