Андрей Кобяков проверил, насколько эффективно работает государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Стратегия — на упреждение ЧС

Какие чрезвычайные ситуации могут случиться, 12 июня на полигоне МЧС в Борисовском районе можно было увидеть воочию. Паводок, лесные пожары, взрыв бытового газа — механизмы ликвидации подобных ЧП спасатели отрабатывали уже не раз. Возгорание на нефтеперерабатывающем предприятии, последствия столкновения двух поездов — к этому тоже должны быть готовы. Республиканское совещание с руководством государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны во главе с Премьер–министром Андреем Кобяковым выявило ее сильные и слабые места.


Аномальная жара, шквалистый ветер, обильные осадки — когда природа «дает жару», для многих районов это словно снег на голову. Итог: пожары в экосистемах, сорванные крыши, потопы. Андрей Кобяков привел цифры: за 40 лет затраты на ликвидацию катастроф увеличились в 14 раз. Борьба с чрезвычайными ситуациями, минимизация их последствий — дело не только МЧС, но и других органов государственной власти. Только они зачастую работают по факту, а не на упреждение. Премьер–министр недоумевал:

— Хотя действующая в стране система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций позволяет своевременно выявлять и заблаговременно информировать госорганы управления, организации об угрозе, не все воспринимают эту информацию всерьез и принимают соответствующие меры. Иначе как объяснить, что при усилении ветра до 15 — 20 метров в секунду повреждаются сотни построек, в основном сельскохозяйственного назначения? Работы по восстановлению порой растягиваются на полгода...

Другая болевая точка — палы сухой травы, которые этой весной едва ли не стали стихийным бедствием. Уничтожаются не только сельхозпостройки и жилые дома, гибнут люди. У Андрея Кобякова возник вопрос: «Куда смотрят власти на местах, в том числе сельские Советы? Многие населенные пункты и территории отдельных организаций в буквальном смысле заросли бурьяном. Местным органам нужно активнее использовать имеющиеся ресурсы для наведения порядка на земле, в частности, оперативней сносить бросовые строения общественного, производственного, сельскохозяйственного назначения».

Особое внимание — модернизации. Премьер–министр подчеркнул: власть всегда придет на помощь, если речь зайдет о спасении человеческой жизни. Потребуются дополнительные источники финансирования, закупка, ремонт, восстановление, поддержание в боевом состоянии техники — такие решения будут приняты.

— Наша задача, чтобы в каждом районе была 10–тонная автоцистерна, которая позволяет ликвидировать многие возгорания с колес, без пополнения запасов воды. Пока таких цистерн у нас 89, — обратил внимание министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Ващенко.

Помочь бороться со всевозможными разгулами стихии могут и добровольные пожарные дружины. Правда, РГОО «Белорусское добровольное пожарное общество» — единственное в стране не имеет финансовой поддержки от государства.

— Развивать добровольные пожарные дружины действительно надо. Но в разумных пределах. В количестве, способном поддержать наши штатные структуры. Силы и средства государства не безграничны. Есть целый ряд регионов, где наряду с имеющимися специалистами хорошо было бы иметь не просто добровольцев, а обученных хотя бы первоначальным навыкам оказания помощи людей, которые могут выполнять не очень сложные, но очень важные в критический момент функции, — считает Андрей Кобяков.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 111 (24741). Суббота, 13 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter