Стратегия на годы вперед

ЕДИНОЕ экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России, созданное 1 февраля 2012 года, стало геополитической реальностью. Появился общий рынок численностью 170 миллионов человек с экономикой в 2,55 триллиона долларов. Объем торговли в ЕЭП составляет 900 миллиардов долларов. Это крупнейший в мире союз по территории и шестой — по объемам ВВП. По оценкам экспертов, членство в ЕЭП обеспечит каждому его члену в предстоящие 10 лет дополнительные темпы роста в 15—17 процентов. В рекордно короткие сроки вступили в силу 17 соглашений между странами «тройки», которые предполагают в рамках ЕЭП постепенное сближение и приведение экономик к единым стандартам. Вырабатываются общие взаимовыгодные подходы в энергетике, транспорте и других отраслях. Так, 29 мая проект концепции согласованной агропромышленной политики государств — членов ТС и ЕЭП выносится на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. О его особенностях по просьбе редакции «БН» рассказывает директор Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической Комиссии Надежда КОТКОВЕЦ.

Директор Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической Комиссии Надежда Котковец — о проекте Концепции согласованной агропромышленной политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства

ЕДИНОЕ экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России, созданное 1 февраля 2012 года, стало геополитической реальностью. Появился общий рынок численностью 170 миллионов человек с экономикой в 2,55 триллиона долларов. Объем торговли в ЕЭП составляет 900 миллиардов долларов. Это крупнейший в мире союз по территории и шестой — по объемам ВВП. По оценкам экспертов, членство в ЕЭП обеспечит каждому его члену в предстоящие 10 лет дополнительные темпы роста в 15—17 процентов. В рекордно короткие сроки вступили в силу 17 соглашений между странами «тройки», которые предполагают в рамках ЕЭП постепенное сближение и приведение экономик к единым стандартам. Вырабатываются общие взаимовыгодные подходы в энергетике, транспорте и других отраслях. Так, 29 мая проект концепции согласованной агропромышленной политики государств — членов ТС и ЕЭП выносится на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. О его особенностях по просьбе редакции «БН» рассказывает директор Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической Комиссии Надежда КОТКОВЕЦ.

— Надежда Николаевна, белорусских сельхозпроизводителей, а их подавляющее большинство среди читателей «БН», безусловно, интересуют основные направления согласованной агропромышленной политики и механизмы их реализации.

— Сегодня взаимодействие государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в агропромышленном производстве регулируется Соглашением о единых правилах господдержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года. Оно было принято для ограничения мер, которые оказывают искажающее воздействие на взаимную торговлю сторон. То есть оно затрагивает весьма значимую, но узкую область агропромышленной политики. Поэтому для углубления интеграции и был разработан проект Концепции. Он определяет цели и задачи, основные направления и этапы согласованной политики в АПК стран — участниц Таможенного  союза и ЕЭП. Его механизмы затрагивают широкий круг вопросов бюджетной, финансовой, ценовой политики, которые находятся в ведении органов государственного управления государств — участниц ТС. Главная цель — эффективная реализация ресурсного потенциала государств Таможенного союза для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельхозпродукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка и, конечно же, наращивания экспорта. В целом проект Концепции решает несколько принципиально важных задач: установление справедливой конкуренции между субъектами государств — членов ТС, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок, унификация требований, связанных с обращением сельхозпродукции и продовольствия, защита интересов производителей трех стран на внутреннем и внешних рынках, обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия на территории ЕЭП на основе единых требований и правил. Решаться эти задачи будут на принципах равенства и учета интересов всех государств ТС, взаимной выгоды в торговле и приоритетности удовлетворения внутреннего спроса. Надо сказать, по ряду из перечисленных направлений — ветеринария, фитосанитария, техническое и таможенно-тарифное регулирование, железнодорожные тарифы — в ТС и ЕЭП определены единые требования в формате международных договоров и решений Комиссии.

— В условиях борьбы за рынки идет жесткая конкуренция, в том числе и на территории Единого экономического пространства. По национальным программам, например, только производство животноводческой продукции в Таможенном союзе к 2015 году должно возрасти на 10 процентов, в том числе молока — на 4,5 миллиона тонн, мяса — на 1,5 миллиона тонн. При этом уже сегодня сельхозпроизводители сталкиваются с трудностями в реализации и сбыте произведенной продукции. Какие меры и решения предлагает проект Концепции?

— Для сбалансированного развития производства и рынков сельхозпродукции планируется принять ряд мер по основным направлениям. Необходимо прогнозирование и индикативное планирование в АПК. Скажем, сегодня прогнозные показатели развития АПК стран-участниц определяются в рамках национальных программ, исходя из разных методик. Проект Концепции предполагает разработку согласованных прогнозных показателей в развитии производства, переработки и реализации продукции, и, что не менее важно, — согласованных прогнозов спроса и предложения на основные виды продукции, исходя из единых методик. Это обеспечит прозрачность процедуры оценки и сопоставимость получаемой информации. Далее на основании индикативных показателей будет проводиться ценовой мониторинг и сравнительный анализ конкурентоспособности производимой продукции по согласованной номенклатуре с учетом цен, складывающихся на аграрных рынках государств — членов Таможенного союза и мировом рынке. Предполагается также, что стороны будут оптимизировать объемы и определять приоритетные направления предоставления государственной поддержки. Естественно, необходимо разработать единую методологию расчета ее объемов. Это в целом соответствует стратегии в аграрном секторе крупнейших мировых производителей. К слову, в ЕС общая агрополитика реализуется по 3 направлениям: развитие производства, рациональное использование природных ресурсов и сбалансированное развитие сельских территорий.

Что касается единых требований в сфере производства и обращения продукции, напомню, что решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года был утвержден Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС. В перечень вошли пищевая, алкогольная и табачная продукция, зерно, корма и кормовые добавки, удобрения и средства защиты растений. Кроме того, был утвержден график разработки первоочередных технических регламентов ТС, который включает 14 проектов на продукцию и потребляемые в АПК ресурсы.

Для устранения барьеров во взаимной торговле племенными животными проектом Концепции планируется формирование зоотехнического законодательства, которое будет включать единые требования к племенной ценности животных, зоотехнические и генеалогические условия для размещения на рынке ТС племенного скота. Также предполагается формирование единых реестров селекционных достижений и племенных животных, унификация племенных сопроводительных документов. Кроме того, что особенно важно для каждого потребителя сельхозпродукции, — будет формироваться система комплексного контроля и прослеживаемости всех участков продовольственной цепи «от поля до прилавка».

— В этой связи уточните, пожалуйста, как будут обеспечиваться санитарные и ветеринарные защитные меры? Сегодня работает Соглашение ТС, в котором оговаривается Единый перечень товаров (продукции), перемещаемых через границы стран «тройки» и подлежащих ветеринарному и санитарному контролю и надзору. Существуют ли единые подходы к нормам и требованиям безопасности?

— В соответствии с Концепцией предполагается разработать единые методологии оценки риска и управления рисками в ветеринарии, единые ветеринарно-санитарные требования к перерабатывающим предприятиям и продукции животного происхождения. Будут введены и единые правила взаимодействия сторон при профилактике и ликвидации очагов карантинных и особо опасных болезней животных.

— Надежда Николаевна, сегодня современный экономический рост характеризуется глобальной специализацией и кооперацией производства. Нарастающая конкуренция принуждает развитые страны к интеграции для снижения издержек, увеличения объемов производства и расширения научно-технологической базы. Будет ли координироваться сбытовая и маркетинговая политика стран — участниц Таможенного союза?

— Проект Концепции предполагает разработку предложений по формированию единой экспортной политики по отдельным товарам на основе анализа экспортного потенциала, изучения международных требований и барьеров при реализации продукции. Необходимо проводить и совместную выставочную деятельность, ориентированную на внешние рынки.

В нынешних условиях нельзя без научно-технологического, инновационного развития АПК. Эти исследования будут осуществляться на основе совместного плана научно-исследовательских работ на период до 2020 года. По проекту Концепции предполагается формирование единого информационного пространства в научно-технологической сфере, гармонизация нормативной правовой базы аграрной науки, а также создание совместных структур, использующих гранты и программы для совместной научной деятельности. Кроме того, будет образована информационная подсистема агропромышленного комплекса в рамках интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС.

Словом, подходов и направлений немало. Главное, это должны быть такие меры, которые объединили бы дальнейшие достижения государств — членов Таможенного союза в науке и агротехнике и придали бы аграрному сектору большую сопротивляемость к негативным факторам как природно-климатического, так и финансово-экономического характера.

В целом проведение согласованной агропромышленной политики государств — членов ЕЭП будет способствовать расширению производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышению устойчивости функционирования агропромышленных комплексов государств — участников ЕЭП и их эффективности. Кроме того, это сможет гарантировать обеспечение сельскохозяйственной продукцией и продовольствием потребителей по приемлемым ценам и обеспечит оптимальное распределение ресурсов на товарных рынках стран Единого экономического пространства.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter