Стратегия контроля

На совместном заседании в Минске коллегий Комитета госконтроля Беларуси и Счетной палаты России проанализировано выполнение бюджета Союзного государства «Проблема с воровством и хищениями из бюджета Союзного государства, которая была еще несколько лет назад, практически решена», – сразу же отметил председатель Счетной палаты Сергей Степашин.

Это, конечно, не значит, что теперь все финиспекторы могут написать заявления о переводе на другую работу и выдать всем руководителям хозяйствующих субъектов сертификаты соответствия высоким нравственным  идеалам. Суть в другом. Созданная на изломе прошлого и нынешнего веков практика «пресечения схем увода денег», основанная больше на увеличении числа проверок, а не на их качестве, которая не учитывала эффективность работы проверяемых сегодня, доживает последние годы.
Контроль должен соответствовать времени. Вот лишь одна цифра: 6,3 процента от годовых назначений составили кассовые расходы бюджета Союзного государства в первом квартале 2008 года. То есть наши страны исправно перечислили в общую копилку необходимые долевые взносы, но  деньги остались невостребованными. И дело вовсе не в плохой расторопности отдельных потенциальных финансополучателей, а, как было заявлено на совместной коллегии в Минске, в «системных недостатках». «Забюрократизированность процесса связывает руки и поставщикам, и производителям, а также стимулирует коррупционные проявления», – считает  Сергей Степашин. А председатель Комитета госконтроля Беларуси Зенон Ломать добавил: «Парадокс – деньги есть, а освоить их не можем».
Министр обороны Беларуси Леонид Мальцев на совместной коллегии поведал о том, с какими трудностями столкнулся при ремонте комплексов С-300. «Нужны самые простые детали. Но все упирается в гриф «Секретно». И уже два года ходят документы из одной инстанции в другую, и никакого результата». Сергей Степашин тут же отреагировал на замечание и заверил, что об этой ситуации будет доложено правительству России.
Столь же резко отреагировал он и на слова Леонида Мальцева о том, что застопорилась закупка на союзные деньги командно-штабных машин для региональной группировки войск Беларуси и России (тендер был проведен, но его итоги пришлось аннулировать из-за завышенной продавцом цены): «Дайте сведения о тех, кто завышал. У нас с ними будет отдельный разговор».
Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Альберт Степанов с сожалением отметил, что уже два года предпринимаются попытки «сформировать новую редакцию исполнения союзных мероприятий», но преодолеть бюрократические препоны не удается. И в этой связи заявления о том, что бюджет СГ непомерно мал, выглядят, по меньшей мере, несколько надуманными. За последние пять лет из предусмотренных к завершению 25 программ в установленные сроки завершены только 12.
Председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский считает, что механизм согласований и тендеров неимоверно усложнен. В итоге, например, союзная программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов на территории РБ на период 2002–2005 годов «растянулась» до 2007 года. Хотя ее экономический эффект, казалось бы, должен быть стимулом для более сжатых сроков реализации (пропускная способность белорусских пунктов увеличилась с 7 тысяч до 20 тысяч в сутки). В ближайшее время должна быть рассмотрена новая аналогичная программа, которая позволит увеличить автопоток до 35 тысяч.
Бюджет Союзного государства не зря называется бюджетом развития: более 80 процентов от общего объема расходов – это инвестиции. За последние пять лет их сумма достигла 14 миллиардов российских рублей. Но правда и в том, что прежде до трети внесенных в бюджет взносов оставались неиспользованными. И это тоже колоссальные суммы. На совместной коллегии было отмечено, что бюджет Союзного государства по доходам в первом квартале превысил один миллиард российских рублей (что более 100 процентов от плана), а финансирование расходов составило 525 миллионов (50 процентов от плана). Проверки Комитета госконтроля и Счетной палаты «выявили низкие темпы освоения средств главными распорядителями». На
1 апреля остатки союзных денег составляли уже почти два миллиарда российских рублей и увеличились по сравнению с началом года на 51,5 процента. «России и Беларуси необходимо, чтобы эти средства не лежали замороженными на счетах, а работали», – в сердцах заметил Зенон Ломать.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter