Стратегический продукт

Наши кооператоры начали снабжать армии СНГ сухими пайками

В ближайшее время в российской армии могут появиться сухие воинские пайки, скомплектованные на ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» Минского облпотребсоюза

По словам директора предприятия Юрия Кононенко, такая перспектива просматривается уже в сентябре нынешнего года. Именно на этот месяц российское оборонное ведомство запланировало проведение в Москве специализированной выставки, в рамках которой пройдут тендеры по поставкам продовольствия для армейских нужд. Молодечненские переработчики намерены принять в них активное участие и рассчитывают на успех. Не без оснований предполагается, в частности, что особую заинтересованность вызовут скомплектованные на предприятии сухие воинские пайки, аналоги которым сегодня вряд ли найдутся на просторах бывшего Союза.

Дело в том, что на Молодечненском пищевом комбинате освоено производство продукции в дойпаках – принципиально новой упаковке, которая нигде больше не применяется в странах СНГ. Ноу-хау здешних кооператоров прошло, замечу, обкатку в белорусских войсковых подразделениях и зарекомендовало себя выше всяких похвал. Не случайно им заинтересовалось военное руководство Азербайджана, куда уже отправлена первая партия сухих воинских пайков.

Юрий Кононенко пояснил, что в состав пайка входят три вторых блюда в дой-паках, чай, галеты… В минувшем году комбинат выиграл проводимый Министерством обороны Республики Беларусь тендер на поставку мясных и мясорастительных консервов, и военнослужащие высоко оценили вкусовые и питательные качества продукции. Поэтому сотрудничество с военным ведомством будет продолжено. Нынче, например, уже поступили заявки на отгрузку 111 тонн мясных и 92 тонн мясорастительных консервов в жестяных банках. Изделия в дой-паках, думается, тоже будут востребованы. Ведь по сравнению с традиционной такая упаковка обладает рядом преимуществ. О некоторых из них рассказала заместитель директора комбината по производству Ольга Скочкова. Она, в частности, отметила, что это полностью готовый к употреблению продукт, который остается только разогреть. Упаковка, в отличие от стеклянной, не бьется, удобна при транспортировке и, главное, безопасна для здоровья. При этом не теряются вкусовые и ароматические свойства продукции, срок годности – от одного года до двух лет в зависимости от ассортимента.

Впрочем, как известно, сколько не говори слово «халва», от этого во рту слаще не станет. Лучшая агитация – это агитация фактами, а они таковы, что молодечненская продукция действительно обладает прекрасными потребительскими качествами. И так, подчеркну, считают не только военнослужащие, но и сугубо гражданские лица, которых, согласитесь, при нынешнем продовольственном изобилии трудно чем-либо удивить. Собственно говоря, по их «наводке» и пришлось отправиться в командировку в Молодечно. Недавно на имя председателя Правления Белкоопсоюза Владимира Кулешова пришло письмо от минчанина Александра Викторовича Флоризяка.

В обширной служебной почте руководителя кооперативного ведомства подобные сообщения встречаются не столь часто, как хотелось бы, поэтому и обратили на него внимание. В письме пенсионер рассказал о том, что еще в 1984 году получил дачный участок в деревне Вязынка Молодечненского района. Тогда же вместе с супругой ознакомились с продукцией здешнего пищевого комбината и на протяжении уже многих лет являются ее поклонниками. Поэтому, когда в одном из столичных магазинов появилось в продаже овощное блюдо в новой упаковке с молодечненской маркой, жена, не раздумывая, купила его. После дегустации остались в полнейшем восторге. «Мы и раньше восхищались продукцией комбината, — пишет Александр Флоризяк, — и очень рады, что там по-прежнему высоко держат профессиональную планку, предлагают потребителям высококачественный товар. Конечно, мы покупали продукцию и других перерабатывающих предприятий республики, но молодечненская лучше и вкуснее всех». Обращаясь к руководству Белкоопсоюза, минские пенсионеры просили учесть и их мнение при оценке работы комбината, продукции которого они и впредь намерены отдавать предпочтение.

Читать подобные строчки, не скрою, очень приятно. Побольше бы таких писем! Ведь, по большому счету, производство ради него самого лишено всякого смысла. Первостепенное значение имеют именно потребительские свойства выпускаемой продукции, ее востребованность, и надо отдать должное молодечненским переработчикам, которые в этом смысле попали, что называется, в десятку. Производство продуктов питания в дойпаках ведется на комбинате с 2006 года. Начинали с четырех наименований: говядина с горохом по-домашнему, плов, говядина с рисом по-домашнему и говядина с капустой. При этом размер порций был, скажем так, достаточно скромный. Сначала надо было четко определиться с потребительскими пристрастиями, изучить рыночную конъюнктуру. Учитывалось и то, что упаковка импортная, поставляется из Израиля, а все попытки организовать производство в республике пока что не увенчались успехом. Ближе всех к решению этой задачи подошли, по словам моих собеседников, россияне, но и они не смогли создать отвечающую всем предъявляемым требованиям упаковку.

Впрочем, как бы там ни было, процесс адаптации не занял много времени. Не возникало до сих пор никаких проблем и с поставкой упаковки – израильские партнеры четко выполняют свои договорные обязательства. В результате сейчас уже освоено производство тринадцати видов продукции в дойпаках, расширился ее ассортимент. Выпускаются, к примеру, различные супы, борщи, каши, картофель тушеный с грибами, рагу овощное, мясо тушеное… От одних названий, согласитесь, слюнки текут, а отведав однажды, поверьте, не пожалеете. Лично могу засвидетельствовать, что молодечненская продукция обладает отменными вкусовыми и питательными свойствами. Подтверждением тому является и то, что на все виды продукции в дойпаках, а также на мясные и мясорастительные консервы в стеклянной и жестяной таре в декабре минувшего года получен сертификат соответствия ИСО 9001. Кстати, так получилось, что в день нашего пребывания на комбинате сюда наведались с почетной миссией и представители Госстандарта. Они вручили директору предприятия Юрию Кононенко те самые сертификаты качества, которых была удостоена продукция. Замечу, что несколько раньше были также сертифицированы выпускаемые здесь вино плодово-ягодное и виноградное.

Всего же сертификат соответствия имеют 399 наименований консервированной продукции и 25 – плодово-ягодных и виноградных вин. На очереди – получение сертификата качества на овощную продукцию. В этом направлении, по информации Юрия Кононенко, ведется целенаправленная работа. Только в минувшем году, например, в развитие производства было инвестировано почти 1,6 миллиарда рублей капитальных вложений. Поэтому вполне может статься, что уже в обозримом будущем на прилавках магазинов появятся в том числе и сухие натуральные вина – их выпуск предполагается освоить на комбинате. В целом же, что касается алкогольной продукции, ставка сделана на вина улучшенного качества, удельный вес которых составляет 11 процентов в общем объеме производства и продолжает неуклонно повышаться. Тем более что здесь есть на что равняться: в свое время плодово-ягодное вино «Лесная колдунья» было удостоено золотой медали на международном конкурсе. С тех пор, правда, утекло, как говорится, немало воды, но традиции-то остались, а именно ими сильно предприятие.

Если сделать краткий исторический экскурс в прошлое, то узнаем, что в 1945 году в Вилейке была создана мясояичная база Минского облпотребсоюза. Именно с нее берет начало предприятие, которое годом позже сменило место дислокации, обосновавшись в Молодечно. С тех пор адрес не менялся. А вот специализация значительно расширилась. В пятидесятые годы прошлого столетия стали заниматься переработкой овощей и фруктов. В 1985 году получили статус пищевого комбината. В системе потребительской кооперации республики молодечненцы являются единственными производителями мясных и мясорастительных консервов. Эти изделия, а также замороженные ягоды, соки и вина входят в перечень основных видов выпускаемой продукции. Новый импульс в развитии предприятие получило после того, как десять лет назад директорское кресло занял Юрий Кононенко. Бережно сохранив прежние традиции, он сумел нацелить коллектив на решение еще более значимых и грандиозных задач, что в конечном итоге позволило комбинату войти в число лучших в Белкоопсоюзе.

— Только в минувшем году, — рассказала Ольга Скочкова, — было выпущено сто двадцать наименований мясных и мясорастительных консервов, причем двадцать шесть из них – это новые виды продукции.      

Замечу, что вся эта продукция производится в мясном цехе предприятия, который фактически представляет собой большую кухню. Вместо поваров, правда, там трудятся варщики, хотя смысл выполняемой ими работы по сути остается одинаковым. Главное, чтобы продукция была вкусной и питательной. За соблюдением рецептуры строго следит лаборант-микробиолог, а качество готовой продукции отслеживается в производственной лаборатории комбината. По словам заведующей Марины Голубович, какие-то отклонения от нормы случаются очень редко и выявленные нарушения тут же незамедлительно устраняются. Поэтому серьезных нареканий от потребителей на качество молодечненской продукции не поступало. Неудивительно, что с каждым годом расширяется география поставок. По информации начальника отдела сбыта Аллы Грибович, заключены договора на отгрузку продукции в Азербайджан, Архангельскую и Костромскую области Российской Федерации, тесные деловые контакты налажены с Молдовой. Естественно, приоритетным потребителем молодечненской продукции пока что остается система потребкооперации республики, и прежде всего кооперативные организации Минского облпотребсоюза. Впрочем, рискну предположить, что вскоре здесь могут произойти некоторые подвижки. Благодаря целенаправленной работе маркетинговой службы предприятия по продвижению продукции в сегменте отечественного рынка товаров и услуг в настоящее время более пятидесяти процентов от общего объема производства отгружается сторонним или внесистемным потребителям. В марте этого года только по городу Минску было заключено сто восемь договоров на поставку молодечненской продукции. Это, конечно, не означает, что проблемы сбыта вообще не существует, но верно также и то, что здесь не жалуются на так называемые объективные трудности, а находят пути и средства их преодоления. Вот конкретный пример: даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса здесь не сократили ни одного работника, а текучесть кадров на предприятии сведена до минимума.

— Поддерживать стабильную и высокопроизводительную работу, — подчеркнула начальник планово-экономического отдела Доната Карпелянская, — нам удается благодаря тому, что создан прочный задел, четко определены ориентиры, разработана конкретная программа действий. Так, по итогам 2008 года вышли на положительную динамику по производству потребительских товаров. Получено 123 миллиона рублей чистой прибыли. Уровень рентабельности составил 10,1 процента при 8,8 процента в 2007 году. Такой показатель, как коэффициент текущей ликвидности, – 1,2, что свидетельствует об экономической устойчивости предприятия. Средняя заработная плата по комбинату достигла 869 тысяч рублей.

Все, как известно, познается в сравнении. Отрадно, что по многим позициям молодечненцы могут, что называется, дать фору своим коллегам, причем не только в системе потребительской кооперации. Поэтому и перспективы просматриваются неплохие. С января нынешнего года, например, все перерабатывающие предприятия республики, в том числе и Молодечненский пищевой комбинат, перешли на выпуск соковой продукции по новым стандартам, которые максимально приближены к европейским. При этом основное внимание обращено на качественные параметры. Вода, например, может использоваться в производственном процессе только подготовленная, что означает на практике соответствие предъявляемым требованиям по жесткости, наличию нитратов и нитритов, железа и т.д. Кроме того, категорически запрещено использование консервантов и ароматизаторов.

К выпуску соков по улучшенной, если можно так выразиться, технологии на комбинате приступили уже в мае, причем на подготовку производства понадобилось совсем немного времени. На первом этапе технического переоснащения были заменены трубопроводы, приобретено новое оборудование по очистке воды, розливу и укупорке соков. Второй же этап предусматривает дальнейшую модернизацию сокового производства с целью организации выпуска нектаров с мякотью. Их ассортимент, замечу, будет составлять порядка двадцати наименований. Между тем потребители уже успели оценить вкусовые качества последних из освоенных на комбинате новинок – соков грейпфрутового, ананасового, апельсинового и из манго. Отзывы самые благоприятные. Что, собственно говоря, и требовалось доказать.

На снимке: качество выпускаемой продукции строго контролирует лаборант-микробиолог Марина БАЛОБАН.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter