Стратегический партнер. Союзное государство в контексте геополитических изменений: фактор Китая.

Почти девятипроцентный рост Китая в условиях кризисного 2009 года, становление в качестве крупнейшей экспортной и второй по размеру промышленной державы – лишь первые шаги по демонстрации успешности китайской модели. Модели, содержащей высокую степень политической централизации при наличии высокоэффективных рыночных институтов.

Почти девятипроцентный рост Китая в условиях кризисного 2009 года, становление в качестве крупнейшей экспортной и второй по размеру промышленной державы – лишь первые шаги по демонстрации успешности китайской модели. Модели, содержащей высокую степень политической централизации при наличии высокоэффективных рыночных институтов.

Надо вспомнить и то, что в глобальном мире при равных шансах наибольшее влияние будет у тех стран, которые обладают наиболее значительным демографическим потенциалом и умеют эффективно его использовать в новых экономических условиях. И, как известно, сегодня почти каждый пятый человек в мире по этническому происхождению является китайцем, поэтому Китай продолжит развитие и станет глобальным финансовым центром, оттянув на себя те финансы, которые ныне идут на развитие экономики США, сделает свою валюту мировой вместо отягощенного долгами доллара, привлечет на свою сторону десятки верных союзников США в странах третьего мира.
Золотовалютные резервы КНР уже сегодня являются крупнейшими в мире, достигнув 2,4 триллиона долларов к концу 2009 года. К тому же 40 миллионов китайцев, членов  китайской диаспоры за рубежом, обладают еще более чем 2 триллионами долларов. Плюс еще золотовалютные резервы Тайваня с его 23 миллионами граждан, преимущественно китайского происхождения, которые превосходят золотовалютные резервы Индии и по своему размеру находятся на четвертом месте в мире. Учтем также, что на восьмом месте в мире находятся золотовалютные резервы семимиллионного по населению Гонконга, специального административного района Китая. В мировую десятку по размерам золотовалютных резервов также входит крохотный пятимиллионный Сингапур, в котором доминируют этнические китайцы. Таким образом, китайцы наглядно демонстрируют уникальные способности в финансовой сфере, что позволяет ожидать доминирования денежных потоков, контролируемых ими, в глобальной финансовой системе будущего.
Не меньший потенциал КНР демонстрирует и в других сферах. В частности, политика массового обучения китайцев в зарубежных университетах оказалась очень успешной для правительства КНР. По числу студентов, обучающихся за рубежом, Китай вышел на первое место в мире. Большинство их возвращается на родину, помогая реализовывать планы  по подъему китайской экономики. Перспективы технологического потенциала Китая видны специалистам по стремительному росту количества зарегистрированных жителями КНР патентов и индексу цитирования в научных работах мирового уровня китайских ученых – скоро Китай станет одним из основных поставщиков современных технологий. Многие крупные зарубежные научные лаборатории уже не могут обойтись без физиков, химиков и математиков из КНР. Китай доказал, что при умелом государственном регулировании можно с нуля создать новые высокотехнологические отрасли, не дожидаясь пока (и если) они возникнут сами собой в результате «саморегулирующейся» рыночной экономики. Таким образом, методы СССР по планированию конкретных экономических программ и привлечению общенациональных ресурсов для их форсированной реализации вновь подтвердили большую эффективность по сравнению с теми успехами, которые можно приобрести, положившись на стихию рынка. Крупные, хорошо продуманные государственные проекты всегда способствуют развитию экономики. Китай, как и СССР в свое время, первоначально реализовывал их, экономя на нуждах граждан. Когда Китай вскоре будет буквально завален деньгами, полученными от торговли с Западом, грандиозные проекты КНР будут являться субпродуктом от увеличивающегося благосостояния граждан, что позитивно скажется на социальном спокойствии, позволив решить текущие диспропорции в развитии города и деревни.
Китай также может стать в ближайшие несколько десятилетий ведущей военной державой. По мере становления Китая крупнейшей экономикой мира его расходы на военные нужды будут закономерно возрастать.
Элементы китайской модели развития с середины 1990-х годов используются и в Беларуси, а одна из последних рекомендаций, сделанных МВФ для Беларуси, содержит настоятельный призыв внедрять и далее ряд других элементов китайской модели. Ситуация с Россией другая – еще с начала 1990-х Российская Федерация взяла курс на либеральную модель экономики западного образца. То есть в Союзном государстве, по сути, функционируют разные по идеологии экономические модели. В то же время Союзное государство должно планировать направления своей совместной деятельности в отношении КНР, с тем чтобы извлечь максимальные преимущества из факта стремительного роста своего соседа.
В области финансового сотрудничества с Китаем целесообразно планировать деятельность по кооперации в сфере финансов. Отдельные шаги уже предприняты в рамках национальных экономик. Так, Беларусь реализовала валютный своп с КНР почти на три миллиарда долларов США в эквиваленте, открыла отделение крупнейшего белорусского банка «Беларусбанк» на территории КНР, согласовывает кредитные проекты с КНР почти на 15 миллиардов долларов США. Китайские кредитные ресурсы стали нормой и для России. В то же время необходимы более серьезные совместные шаги. Имеет смысл обдумать идею создания крупного китайско-российско-белорусского банка, способного финансировать проекты, реализующиеся в формате взаимодействия экономик трех государств. Возможны также обмены пакетами акций российских и белорусских банков с китайскими. Это активизирует межгосударственное экономическое сотрудничество, поскольку появится интерес к повышению капитализации вновь обретенных активов. Стоит заранее продумать схемы по участию финансовых структур в буме потребительского кредитования на территории КНР.
В технологической сфере предпринятые меры также очевидны. Можно вспомнить и белорусско-китайские технопарки (уже созданный в Беларуси и планируемый в КНР), высокий уровень сотрудничества России с КНР в военно-технической сфере. В то же время значимой привязки технологического сектора Союзного государства к стремительно растущей технологической мощи Китая не произошло. Такая ситуация влечет за собой риски серьезного технологического отставания белорусской и российской экономик от китайского уровня уже в грядущее десятилетие. Необходимы согласованные межгосударственные программы Союзного государства, при помощи которых будут интенсифицированы контакты в технологической сфере с КНР, реализовываться предложения по созданию совместных конструкторских бюро, осуществляться научные обмены.
Огромный интерес Китай испытывает к сотрудничеству в сфере экологии. Очевиден в этом направлении и интерес Союзного государства, особенно Беларуси, наиболее серьезно пострадавшей от Чернобыля. Современные разработки и внедрение новых технологий, способствующих сохранению экологической среды или ее восстановлению, могут реализовываться в масштабах всех трех государств.
В образовательной сфере очевидными выглядят перспективы по обучению китайских студентов на территории Союзного государства. Это прибыльный бизнес, уже достаточно хорошо просматривающийся, но еще не достигший серьезного уровня. Помимо этого необходим серьезный подход к массовому изучению китайского языка на территории Союзного государства, организация стажировок на территории КНР для белорусских и российских учащихся и студентов.
В сфере промышленного производства перспективен обмен активами, создание совместных предприятий. Многие китайские фирмы уже располагают современными технологиями, которые могли бы принести пользу в  промышленном комплексе Союзного государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter