Страсти “Старого Дворца”

Геленну Левицкую, мать шестерых детей, в деревне Старый Дворец называют скандальной. Собственно, она и сама так написала в письме, которое лично привезла в редакцию “Народной газеты”: “Меня называют скандальной и неуживчивой лишь только потому, что правду ищу: мешаю многим чиновникам, что у власти...” Эту правду женщина изложила на нескольких страницах. К ним приложила свидетельство бумажной волокиты... на 67 листах. Именно столько накопилось за полтора года — срок противостояния матери шестерых детей и руководства агрофирмы “Старый Дворец” филиала РУП “Гродноэнерго”.

“Трудолюбивые требуются”...
А началось все с того, что две многодетные семьи из СПК “Мисевичи” Вороновского района Гродненской области “купились” на объявление в газете о том, что хозяйство “Старый Дворец” Берестовицкого района этой же области готово принять на работу и постоянное местожительство трудолюбивые семьи. Следует сказать, что семьям было что терять: обе были обеспечены жильем, вот только зарплату в их хозяйстве платили слишком маленькую. А здесь обещали и работу, и зарплату, и жилье. Да еще и хлопоты с переездом хозяйство брало на себя. Первой в “Старый Дворец” переехала семья Антухевич, а вскоре за ней стала собирать свои пожитки и большая семья Геленны Левицкой, прожившая в Вороновском районе 22 года. Волновались, как перевести немалое хозяйство: двух коров, четырех свиней, телят, лошадь. Но переезд как раз был не самым сложным. Настоящие трудности начались после.
Прежде чем решиться на такой шаг, как смена места жительства, семьи побывали в этом хозяйстве. Понравилась центральная усадьба: благоустроенная, газифицированная, а также просторная школа-сад. Однако еще до приема на работу руководство агрофирмы “Старый Дворец” предложило многодетной семье Геленны Левицкой поселиться в одном из подходящих для нее домов, расположенных в деревне Старинцы, отдаленной от центральной усадьбы. Но семья хотела жить именно в Старом Дворце. С просьбой поселиться там супруги и обратились к правлению агрофирмы.
Дом, подобный предложенному этой семье для временного проживания, нынче отыскать сложно. Это здание, построенное еще до революции, служило подсобным помещением в поместье местного пана. К слову, рядом с ним сохранились еще и старинные конюшни, которые сейчас используются под ферму. Так что дом, где поселили многодетную семью, находится на ее территории. В считанных метрах от калитки располагаются все “прелести” фермы, а в ливень весь этот поток нечистот устремляется к крыльцу.
— Ехала жить в Старый Дворец, во “дворце” и поселили, — горько иронизирует на этот счет Геленна Левицкая.
К слову, не многим лучшие условия для проживания предложили и семье Автухевич: пять человек и поныне ютятся в домишке, где жилой площади всего-то девятнадцать квадратных метров.
Тем не менее Геленна Левицкая и ее муж Ян Таранда согласились с предложенными жилищными условиями и 29 марта прошлого года подписали договор найма на это непригодное для длительного проживания помещение.
“До осени поживете здесь, а потом получите благоустроенное жилье”, — на словах пообещало руководство агрофирмы. А примерно через месяц ее директор сменился. И до какой осени именно придется жить в таких условиях многодетной семье, уточнить, похоже, забыли...
“...Скандальных не беспокоить”
— Я думала, что зиму эту суровую мы здесь не переживем! — делится своими мытарствами Геленна Иосифовна. — Посмотрите сами: на весь дом одна печка, которую топить можно, да и та дымит.
— Как же вы здесь жили? — обвожу изумленным взглядом маленькую комнатушку с этой самой спасительной печкой.
— Так вот и жили, — разводит руками женщина: на девяти квадратных метрах всей большой семьей. Спали поперек на этих двух кроватях. Вода, которую, к слову, мы на ферме берем, поскольку колодца своего нет, в ведре замерзала. Я банки с соленьями из соседней комнаты перенести не успела, так они все от мороза раскололись.
— А как же дети все это терпели? — спрашиваю.
— Самый маленький, пятилетний Сашка, плакал: “Не хочу я, мама, твою новую квартиру, поехали в старую!” — в сердцах вспоминает женщина. — Ну, вот вы мне скажите, могла ли я после всего этого молчать? — задает мне в свою очередь вопрос, ответить на который можно только однозначно.
И Геленна Левицкая решила, что ее семье, переехавшей по приглашению на новое место жительства, нанесен моральный и материальный ущерб. Посыпались заявления в разные инстанции, начиная с районного суда и заканчивая Администрацией Президента.
Соответственно репутация скандальной и неуживчивой особы этой женщине была обеспечена.
— Вначале я боялась писать в редакцию, — признается Геленна Иосифовна. — Боялась, чтобы огласка до нашей родной деревни, где столько лет прожили, не дошла. Ведь одни люди посочувствуют, а другие позлорадствуют: “Вот, мол, уехали лучшей жизни искать!” А потом, когда началась вся эта волокита, решила, что отступать уже некуда. Признаюсь, было желание оставить все и переехать в другое хозяйство, ведь мы же не какие-нибудь пьяницы, работы не боимся, приняли бы. Но как представила еще один переезд, так и решила: будь что будет — до конца пойду!
— А можно ли было избежать подобной ситуации? — интересуюсь у искательницы правды.
— Можно, — признается она, — если бы мы без консультации юриста не подписали с хозяйством договор, в котором не были оговорены сроки предоставления нам благоустроенного жилья. Теперь я уже десятому закажу, что верить на слово в подобной ситуации нельзя.
Я не стала спрашивать Геленну Иосифовну, как же собирается прижиться эта семья на новом месте жительства после такой репутации. И без того ясно, это будет непросто.
Вместе с тем нашлись у нее здесь не только “враги”, но и союзники. Не могли проигнорировать сложившуюся ситуацию прежде всего педагоги Стародворецкой школы-сада. Комиссия в составе социального педагога, председателя Пархимовского сельсовета, участкового инспектора минувшей зимой провела обследование жилищно-бытовых условий этой семьи и пришла к следующим выводам: “По причине повышенной влажности в доме не держатся обои, на стенах имеются участки, покрытые плесенью. Потолок покрыт замерзшими каплями. Имеются участки электропроводки, не покрытые изоляционной оболочкой. Родители занимаются воспитанием детей, они посещают родительские собрания, оказывают помощь в учебе, — констатировала комиссия. — Требуется приведение жилого дома в надлежащее состояние с устранением выявленных нарушений,” — подытожили проверяющие.
— Эта семья многодетная, но неблагополучной ее не назовешь, — скажет в нашей беседе директор школы Тамара Дунич. — Хочется, чтобы ребята скорее адаптировались в новом коллективе, хотя, конечно, им сложно. А тут еще неблагоустроенный быт. Мы ходатайствовали перед правлением агрофирмы об улучшении жилищных условий этой семьи, — напоминает Тамара Владимировна. — И ответ был положительным. Непонятно, почему до сих пор ничего не изменилось.
Новоселье будет
Новости в деревне распространяются быстро. Похоже, весть о том, что Левицкая “дошла до столицы”, долетела и до директора агрофирмы Сергея Чарковского быстрее, чем я успела задать ему риторический вопрос: “Почему?”
Ответ был на удивление конкретным.
— Недели через две, — сказал Сергей Сергеевич, — мы переселим эту семью на временное местожительство в трехкомнатную квартиру в многоэтажке, где будет сделан ремонт. В данный момент на центральной усадьбе агрофирмы ведется строительство трех коттеджей, рассчитанных на шесть семей, — раскрыл перспективы жилищной программы руководитель. — Один из этих коттеджей будет построен по индивидуальному проекту для многодетной семьи Левицкой.
Спросила у директора: есть ли подобная перспектива у другой многодетной семьи, переехавшей в Старый Дворец из Вороновского района?
Вопрос остался открытым: ведь в агрофирме, в которой по-прежнему не лишние трудолюбивые руки, тринадцать семей стоят на очереди для улучшения жилищных условий.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter