О новой постановке Большого театра Беларуси - опере “Сельская честь”

Страсть разлучника сгубила

«СГ» побывала на премьере оперы «Сельская честь» в Большом театре


БОГАТОЙ на новые постановки оказалась весна этого года для Национального академического Большого театра оперы и балета. Ровно через месяц после премьеры оперы «Волшебная флейта» Моцарта вышел в свет еще один спектакль. Это опера Пьетро Масканьи «Сельская честь». На нашей сцене признанный шедевр мировой музыки ставится уже в четвертый раз (предыдущие премьеры — в 1973, 1996, 2007 годах). Однако у свежей постановки свои особенности.

Партию Сантуццы исполняет лауреат международных конкурсов ЕкатеринаГОЛОВЛЕВА, а роль Альфио играет заслуженный
артист Беларуси Станислав ТРИФОНОВ

ПРЕЖДЕ всего режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе переносит действие спектакля из XIX века в 1920-е. Однако дух веризма – стиля, в котором написана итальянская опера, где главенствовали такие принципы, как истинность, подлинность и правдивость, сохранен. Михаил Панджавидзе:

— «Сельская честь» — это история о взаимоотношениях человека и общества, о том, как вся вековая мещанская мудрость в определенные периоды истории начинает извлекаться и превращаться в некие девизы. Глубочайший сюжет, пасхальная история о любви, предательстве и жертве, о человеке, который протестует, видя ложь и двойную мораль людей, которые сначала молятся, а потом… грешат. Но для того чтобы бороться с двойными стандартами, надо самому их не допускать.

Сюжет драмы лишен кровавых страстей. Однако главное, как мне показалось, каждый, кто увидит историю любовников и обманутых супругов, сам для себя определяет понятие «чести». Ведь главные персонажи — совершенно обычные люди, одолеваемые пороками и страстями. Так или иначе они предают друг друга, а граница между лювью и ненавистью, как и бывает в жизни, слишком зыбка, чтобы искать правых и виноватых.

Судите сами. Возчик Альфио радуется встрече с любимой женой Лолой, деревенской красавицей, но еще не знает, что та спуталась с молодым солдатом Туридду. Того на рассвете видели под окном «мужа-рогоносца». Начинается пасхальная служба. К хору верующих присоединяется с молитвой Сантуцца — невеста Туридду. Она грустна, ведь возлюбленный обманывает ее. Последняя попытка объясниться с Туридду заканчивается размолвкой, Сантуцца проклинает молодого солдата, который, оказывается, до отправки в войска не переставал любить легкомысленную плутовку Лолу. О романе любовников обманутая Сантуцца рассказывает Альфио. Судьба разлучника предрешена, и он прощается с жизнью...

Декорации постановки отправляют зрителя на Сицилию

По моему мнению, в постановке велика роль хора. И пролог, и пасхальное богослужение, и вечернее празднество, напоминающие слушателю о том, что действие происходит в святое время, потребовали от артистов не только мастерства и эмоций, которые передаются. Создавалось впечатление, что ты действительно наблюдаешь за действием где-то недалеко от храма, где певчие одухотворены, а мотивы мелодичны, прямо как в костеле. Это, кстати, любопытный момент. Ведь музыка стремится к божественному, а реальность противоречит простым библейским заповедям. И здесь решающее значение в ариях главных героев. Так, на премьере 30 апреля с партией Сантуццы блистала Нина Шарубина, с партией Туридду — Сергей Франковский, а Альфио сыграл Владимир Петров. Все трое — народные артисты Беларуси, лауреаты Государственной премии. Великолепна и работа художника-сценографа Александра Костюченко. В спектакле много света. И одновременно с помощью средств сценографии авторы подчеркнули всю степень трагизма взаимоотношений героев.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО...

Пьетро Масканьи написал «Сельскую честь» для конкурса, объявленного в 1888 году крупным миланским издательством. По условиям, три лучших одноактных оперы должны были быть поставлены в Риме за счет организаторов. 17 мая 1890 года в театре «Костанци» в итольянской столице состоялась премьера победившей оперы «Сельская честь», прошедшая с триумфальным успехом. Вскоре она прозвучала во многих странах мира, содействовав распространению принципов веризма. Кстати, знаменитая арию Туридду впоследствии украсила культовый фильм «Крестный отец».

uskova@sb.by

Фото Сергея ЛУКАШОВА и Павла БАСА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter