О столичной застройке

Страшный сон девелопера

Эх, Минск... Куда исчезли твои былые спокойствие, умиротворенность и тишина, которыми долгие десятилетия славилась столица Беларуси? Некоторые спокойную и размеренную жизнь города принимали за признак провинциальности. Но именно это и притягивало людей. Даже издалека. В Союзе Минск считался одним из самых комфортных мест для проживания. Но нынешняя урбанизация почти развеяла былое обаяние. Город ощетинился кранами: железобетонные многоэтажки, торговые центры из металлических сэндвич–панелей, тяжелые асфальтовые развязки сжимают в удушливых тисках предпоследние островки зелени и неги. Помните у Маяковского — «адище города»?..

Стройка гудит, наступает, скрипит тяжелой техникой... Скорее, быстрее, пока квадратный метр в цене. И экскаваторная армада наносит еще один удар старому патриархальному городу моего детства. В интернете уже можно посмотреть на новые планы застройки: многофункциональные центры, жилые комплексы, громады развлекательных сооружений. Еще чуть–чуть — и городу уже никогда не удастся вырваться из цепких лап бетона...
Да, столица манит и зовет молодых и амбициозных из глубинки. Да, каждый имеет право жить в большом городе. Но идея, возведенная в абсолют, превращается в маразм, а Минск — в бездушный, неуютный, суетливый муравейник. По плотности населения он уже обогнал многие мировые бойкие города. Вам кажется суетливой Москва? Но там всего 4,8 тысячи жителей на квадратный километр приходится, а в Минске — более 5,5 тысячи. И поток новых горожан не иссякает. В первопрестольной есть не только своя флора, но и фауна: лисы, зайцы, косули, даже олени живут в девственном парке «Лосиный остров». В родном городе крупную живность уже только в зоопарке увидишь. Да что там, попробуй белку найди в парке, какие там лебеди на тихом пруду... Скоро одни голуби и вороны у помойных контейнеров останутся.

Из европейских мегаполисов по густоте жителей впереди Минска только Париж в своих исторических размерах — там «гнездятся» более 20 тыс. человек на каждом квадратном километре. И перенаселенность давит людям на нервы: тесно, грязно, дымно, толкучка в метро... Поэтому большинство благополучных парижан предпочитают жить в предместьях. По–нашему что–то близкое к городам–спутникам. Такие образования окружают практически любой цивилизованный мегаполис. Кстати, желающих жить в самом центре Берлина, Рима, Будапешта, Лондона не так уж и много. И недвижимость стоит в этих районах не баснословных денег: она не отличается повышенной комфортностью, а ее содержание слишком дорого обходится. Исключения составляют немногочисленные дома и особняки с видом, скажем, на Биг Бен. Элитные и просто престижные кварталы расположены в некотором удалении от пчелиного улья «исторической пуповины».

Застройка же Минска напоминает хаотичную спешку сродни освоению Клондайка. Вот только стремительно и бездумно разраставшиеся поселки времен «золотой лихорадки» так же в один миг и сдувались. Недвижимость — вечная ценность — миф девелоперов. «Квадраты» иногда переживают такие кризисы ликвидности, что почти задаром никому не нужны. И не из–за общего экономического коллапса, а потому что жить в этом месте неудобно. И поползшие вниз цены на недвижимость в городе не свидетельство ли промашки градостроителей? Пока падение небольшое, но до лавины недалеко. Причем цены должны были стоять или даже расти. По крайней мере, так прогнозировали эксперты в начале года. Точнее, застройщикам и владельцам недвижимости очень этого хотелось. Но обыкновенного чуда не случилось, и стоимость жилья упала на 1 — 2%. Немного, но переломный момент на рынке наступил. И не только из–за высоких и дорогих кредитов.

Долгие годы стройку тянула вверх спекулятивная составляющая. И вот настал момент истины. В цене 1,5 — 1,6 тысячи долларов за квадратный метр на вторичном рынке (что считается относительно недорого) исчезла не только экономическая, но и формальная логика. Скромная двушка в «немолодой панельке» или «хрущевке» тянет на 80 — 90 тысяч. За эти деньги получаешь скромное жилище с забитым машинами двором, иногда — редко трезвыми, но всегда шумными соседями и другими неудобствами неструктурированного мегаполиса. А добротный дом в окрестностях Минска можно купить или построить за 50 — 60 тысяч. За 90 — 100 тысяч долларов — с претензией на изысканность и ландшафтный дизайн. До города 20 — 30 км по шоссе — лишних 20 минут езды на машине. В Минске за это скромное время всего–то пару–тройку километров проедешь в пробках на центральных проспектах. Риторический вопрос: зачем вкладывать огромные средства в «бетонные муравейники» в городе, когда есть другие, более интересные варианты?!

Будет ли в ближайшие годы Минск притягивать талантливых, успешных, амбициозных? Или только периферийных «понтовых» неудачников, рассчитывающих на социальные льготы и дармовые кредиты по смешным ставкам на строительство? Конечно, спорный вопрос, но о нем стоило бы задуматься. Уход цен на недвижимость вниз, на мой взгляд, — первая ласточка, которая принесла столице не самую лучшую весть.
volchkovvv@mail.ru

Советская Белоруссия №143 (24526). Четверг 31 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter