Политический кризис в Польше не вызывает сомнений

Страшно далеки они от народа

Выступая на съезде проф­союза «Солидарность», польский президент Анджей Дуда не особенно выбирал выражения, назвав польских избирателей «свиньями». Да-да, именно перешел на такие выражения, которые не к лицу ни руководителю государства, ни профессиональному юристу-администратору, коим Дуда является по базовому образованию. Правда, сравнил с очень полезными домашними животными пока еще лидер Польши не тех людей, которые пришли на избирательные участки 15 октября этого года, а людей пожилых, которые голосовали до 1989-го. 


Мол, по мнению Дуды, во времена, когда страна была социалистической, плебисцит являлся чистой воды фарсом и участвовали в нем… Не будем повторять оскорбительные выражения. Тут самый главный другой-то вопрос: полное неуважение польских высших политиков как к своей национальной истории, так и к ее носителям — старшему поколению. Несомненно, 51-летний Анджей Дуда не мог пойти на выборы в 1980-х в силу малолетства. Но однозначно это делали миллионы поляков, которые сегодня находятся в почтенном и преклонном возрасте. И которые, кстати, восстанавливали эту страну после войны. Этичны ли такие заявления? И не согласуются ли они с современностью: непримиримом взгляде выходца из партии «Право и справедливость» на возможность альтернативного мнения в принципе? Даже в истории. 

В Польше закручивается интересная (а для поляков, возможно, и не очень) политическая история. Партия «Право и справедливость», с одной стороны, набрала на выборах больше всего голосов. С другой — потеряла свое большинство в сейме, которое удерживала более десяти лет. У главного оппонента Дональда Туска тоже нет большинства. Но он его пытается создать при помощи достаточно разношерстной коалиции, которая в силу своей «многоцветности» не может обеспечить подавляющее большинство в польском выборном органе. Точнее, может просто большинство. Но не стоит забывать про право вето президента на любые решения сейма. Его можно преодолеть, только имея за собой две трети голосов депутатов. А такого подавляющего превосходства у Туска нет даже с соратниками. 

Кстати, польский парламент предыдущего созыва будет сохранять свои полномочия аж до 14 ноября. И до этого времени большинство за «Право и справедливость». Не стоит ли соперникам (в данном случае не конкурентам) ожидать какого-нибудь политического подвоха? Новому сейму, который сформирует новое же правительство, придется жить почти год с оппозиционным президентом. И формально Анджей Дуда способен заблокировать практически любые действия коалиционного правительства. Если в этом будет политическая целесообразность. Для него или для партии «Право и справедливость», от которой он баллотировался на высокий административный пост. 

Проблема-то несколько в другом. Политический кризис в Польше не вызывает сомнения. Даже нельзя сказать, что он неизбежен. Его наличие уже свершившийся факт. Но налицо, как мне думается, кризис польской политической элиты. Она много говорит и даже кричит о демократических принципах, идеях сменяемости власти и других ее атрибутах, совершенно забывая об основополагающем принципе демократии или государственного устройства, если угодно, который сформулировал мудрый американский президент Авраам Линкольн. А писал он, что правительство и власть должны проистекать «из народа, от имени народа и для народа». Работает ли эта формула в Польше? 
Очень сомневаюсь. По крайней мере, в той интерпретации, которую закладывал в них один из отцов основателей США. На родине по-прежнему почитают, хотя, будем откровенны, уже далеко отошли от его философии, как и поляки. В Варшаве сегодня происходит банальная борьба за власть. Все хотят руководить пятым по величине государством в Европе, но складывается впечатление, что никто не хочет управлять. Выборы прошли, народ сказал свое слово. Но оно тому же Анджею Дуде, судя по всему, не очень нравится. Впрочем, наверное, не только ему. Две лидирующие партии не смогли добиться подавляющего большинства. И, видимо, решили возложить вину на избирателей. Мол, не поняли они их щедрых, разумных и эффективных программ. 


А можно же посмотреть на ситуацию с другой стороны: сейчас, увы, никто из политического истеблишмента не смог сформулировать будущее развитие Польши в таком формате, которое устроило бы если не всех граждан, то подавляющее их большинство. А проблем-то в Польше накопилось немало. И социальных, и экономических, и внешнеполитических. Выступая одним из самых остроклювых ястребов в Европе, Варшава столкнулась с многочисленными противоречиями. Результат — промышленность и экономика страны находятся на спаде. И в этой ситуации необходимы прагматичные даже не политики, а госдеятели. А еще лучше — мужи. Те, которые созидают, развивают, совершенствуют, а не борются за власть. Кстати, в Польше она достаточно коррупционная. Скандалы с использованием служебного положения потрясают страну достаточно часто и глубоко. Пожалуй, тому же Дуде следовало бы не оскорблять предыдущее поколение, которое подняло Польшу из пепла войны, а заняться днем сегодняшним. Если он, конечно, хочет войти в число политиков, которые создали процветающую Варшаву. Впрочем, хотеть и мочь — совершенно разные вещи. В возможностях современных польских политиков приходится сомневаться. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter