Странный «стук» при разгоне

Автопроизводители понемногу выруливают из кризиса

Автопроизводители понемногу выруливают из кризиса, но не исключают, что их ждет еще несколько трудных лет

Автомобильный рынок, который сегодня стал одним из основных барометров положения дел в мировой экономике, обозначает явную тенденцию к сокращению. Сегодня аналитики со знанием дела говорят, что тревожная тенденция спада потребительской активности дала о себе знать задолго до того, как в США случился финансовый коллапс. Рост цен на топливо и жесткое экологическое законодательство повернули выбор покупателей в сторону экономичных авто с низким содержанием углекислого газа в выхлопе. В Старом Свете, как, впрочем, и в Америке, победное шествие автомобилей с «расточительными» двигателями подошла к концу. И автопроизводители, которые не были научены держать нос по ветру, не придали должного внимания новому характеру потребительского спроса, в итоге существенно пострадали от падения объемов продаж.

Мировые автогиганты подвели финансовые итоги первого квартала 2010 года. Вопреки ожиданиям первые месяцы оказались отнюдь не катастрофическими, наоборот, многие компании вышли в плюс. Более того, нынешние тенденции позволяют говорить о том, что финансовый кризис оздоровил авторынок и усилил конкуренцию.

Крупнейшие автомобильные концерны представили широкой публике финансовые отчеты за первый квартал текущего года. Не­ожиданно многие компании рапортовали не об убытках за январь—март, как предполагали аналитики, а сообщили о прибыли и об оптимистичных финансовых прогнозах на несколько лет вперед. Так, чистая прибыль корейской «Hyundai Motor» за первые три месяца 2010 года выросла в 5 раз и составила $ 1 млрд. Такой результат стал возможен благодаря быстрому росту китайского и индийского рынков и восстановлению продаж в США, считают в компании. Набирает обороты рынок в Германии. Немецкий автопроизводитель «Daimler» сообщил о прибыли в размере $ 1,6 млрд. за первый квартал 2010 года. Хотя за аналогичный период прошлого года компания потерпела убытки в размере 1,4 млрд. евро. Как говорится в заявлении «Daimler», рост прибыли обусловлен «очень внушительными результатами» его отделения «Mercedes-Benz». Мировые продажи крупнейшего в Европе автопроизводителя «Volkswagen Group», включающего в себя такие бренды, как «Audi», «Skoda», «Seat» и «Volkswagen», выросли почти на четверть. Один из крупнейших китайских автопроизводителей «SAIC Motor Corp» заявил о росте прибыли за январь—март более чем на 300 %. Компания не привела конкретные цифры своей финансовой отчетности, однако отметила: продажи только в марте выросли до 336 тыс. автомобилей. Прибыль французского автопроизводителя «PSA Peugeot Citroen» увеличилась на 27 % по итогам I квартала 2009 года. Доход компании от продаж составил более $ 18,84 млрд., превзойдя ожидания аналитиков.

Спустя год с тех пор как череда банкротств фактически развалила американское автомобиле­строение, концерны из Детройта вновь показали положительную динамику раньше, чем прогнозировали чиновники и аналитики. Например, «General Motors» выплатил правительству США и Канады $ 8,1 млрд. Другой, казалось, безнадежный банкрот, «Chrysler», объявил об операционной прибыли в $ 143 млн. Ряд концернов все еще признаются, что продолжают терпеть убытки, однако практически каждому производителю аналитики прогнозируют восстановление уже в этом году. Впрочем специалисты уверяют, что выйти на положительную динамику многим удалось не столько за счет сокращения бюджета на маркетинг и рекламу, сколько благодаря массовым увольнениям персонала и урезанию зарплат. Так, в 2009 году только немецкие концерны сократили более 116 тыс. рабочих мест, в том числе 45 тыс. в самой Германии.

Вместе с тем уже в мае европейский авторынок впервые за последнее время вновь стал демонстрировать падение — по итогам апреля продажи автомобилей в Старом Свете снизились на 6,9 % и составили 1,171 млн. штук. Как подсчитали в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), отрицательный результат обусловлен высокими показателями прошлого года, когда ведущие страны Западной Европы запустили программы стимулирования спроса, а с начала нынешнего года в большинстве стран они были завершены, и эффект от утилизационных премий постепенно снижался. За первые четыре месяца нынешнего года было реа­ли­зо­вано 4,809 млн. автомобилей. Это на 4,8 % больше, чем в январе—апреле 2009 года, но по сравнению с аналогичным показателем 2008 года на 11,6 % меньше.

На крупнейшем автомобильном рынке Западной Европы — в Германии реализация автомобилей уменьшилась почти на 32 % (до 259 тыс. машин). В Италии отмечено падение продаж на 15,7 % (159,9 тыс.), в Австрии — на 11,6 % (31,7 тыс.), в Польше — на 12 % (25,3 тыс.). Хуже всего чувствуют себя авторынки Болгарии (- 50,8 %, до 1,2 тыс. штук), Словакии (- 50,5 %, 4,8 тыс.), Венгрии (- 46 %, 3,6 тыс.), Эстонии (- 25 %, 706 машин), Чехии (- 13 %, 15,3 тыс.) и Румынии (- 20 %, 19,7 тыс. авто). Меньше всего автомобилей в абсолютных цифрах было продано в Латвии (327 машин, как и в прошлом году) и Литве (- 8 %, 581 авто). Значительный рост продаж в апреле наблюдался в Финляндии (+ 40 %, до 10,4 тыс. машин), Ирландии (+ 95,4 %, 8,5 тыс.), Португалии (+ 33 %, до 16,2 тыс.), Швеции (+ 40,7 %, 25,7 тыс.) и Норвегии (+ 42 %, 10,7 тыс.). Повысился спрос на новые авто также в Испании (+ 40 %, 93,6 тыс.), Бельгии (+ 20 %, 57,3 тыс.), Голландии (+ 24 %, 37,7 тыс.), Великобритании (+ 11,5 %, 148,8 тыс.) и незначительно во Франции (+ 1,3 %, 190,9 тыс.).

В Европе самый большой прирост продаж в апреле пришелся на продукцию «Nissan» (+ 38 %), «Volvo» (+ 35 %), «Land Rover» (+ 30 %), «BMW» и «Renault» (более 15 %), «Kia» и «Peugeot» (около 9 %). Продажи крупнейшего мирового автопроизводителя – «Toyota Motor» — сократились на 20,7 %, спрос на продукцию GM упал на 19 %. Существенное снижение продаж продемонстрировали также «Suzuki», «Honda», «Mitsubishi», «Ford», «Skoda», «Fiat», «Alfa Romeo», «Opel» и «Chrysler».

----------------------------------

Признак обеспеченности

Беларусь лидирует среди стран СНГ по числу автомобилей

Данные Ассоциации автопроизводителей Европы (АСЕА) показывают, что Беларусь сегодня можно назвать самой обеспеченной автомобилями страной на территории бывшего Союза. По подсчетам аналитиков, на одну тысячу жителей страны приходится 261 легковой автомобиль.

За Беларусью следует Россия с 230 автомобилями на одну тысячу населения. Уровень автомобилизации в Украине ниже европейских стран — 155 автомобилей на тысячу жителей. Рядом с Украиной в рейтинге стоит только Румыния (163 авто на 1 тыс. населения).

В АСЕА сообщают, что самой обеспеченной автомобилями страной в Европе является Германия, где на одну тысячу жителей приходится 563 легковых автомобиля. По мнению аналитиков, это объясняется тем, что в Германии доступные цены на машины национального производства, а также действенная система государственных льгот и программ кредитования, которые позволяют даже малообеспеченным слоям населения покупать авто. Второе место занимает Италия, где на тысячу человек приходится 548 автомобилей, а замыкает тройку лидеров Австрия (510 машин). В общем, в странах Западной Европы в среднем приходится по 508 машин на одну тысячу жителей, а в странах — новичках ЕС — по 307 машин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter