Странные нюансы подготовки олимпийцев

Последние новости из лагеря зимних видов спорта буквально всколыхнули спортивную общественность Беларуси.
Последние новости из лагеря зимних видов спорта буквально всколыхнули спортивную общественность Беларуси. Прыгун с трамплина, член национальной сборной Александр Синявский обвиняется в неоднократных угонах автомашин! Еще один представитель этого вида спорта - Андрей Лысковец - так и не вернулся с последней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Оставив команду, он подался искать лучшей доли за океаном. Что же произошло с некогда сильной командой, ранее не раз поднимавшейся на верхние ступени союзных пьедесталов почета, а на последней Олимпиаде замкнувшей итоговые протоколы?

Невооруженным глазом видно, что отечественные прыжки с трамплина переживают кризис, и причем глубокий. После ухода Сергея Столбова с поста главного тренера "та" команда стала стремительно разваливаться. На сегодняшний день честь республики на международных соревнованиях готовы защищать, да и то очень условно, лишь двое прыгунов, один из которых еще до конца не оправился от перенесенной недавно травмы. Но это только начало конца. Вскоре команда вообще может остаться без спортсменов. В связи с тем, что места, занятые спортсменами на Олимпийских играх, не отвечают условиям контракта, недавно было принято решение о прекращении выплат стипендий членам сборной. Контракт - дело, конечно, святое, но если "опальные" спортсмены уйдут, заменить их будет некому, ибо положение дел с подготовкой кадров выглядит куда как печальнее.

Единственная оставшаяся школа, готовящая белорусских "летающих лыжников", находится в Раубичах. Основной ее контингент - детвора из близлежащих деревень, приходящая на трамплин в основном для того, чтобы банально убить время. Они вынуждены заниматься на аварийных трамплинах в экипировке, закупленной еще в 80-х годах и уже несколько раз успевшей исчерпать свой эксплуатационный срок. На памяти тренеров не один случай, когда у детей в полете отваливались крепления лыж... А ведь на выходе с трамплина скорость может достигать 90 км/час. Бывало, на соревнованиях участники национальной сборной из-за несоответствия длины лыж отпиливали лишние сантиметры. О какой сбалансированности и высоких результатах после этого можно говорить?

Непопулярными или неинтересными прыжки назвать никак нельзя. Во всем мире они являются одним из самых посещаемых и, следовательно, высокооплачиваемых зимних видов спорта, уступая лишь горным лыжам. Соответствуют общему уровню и доходы спортсменов. Поляк Адам Малыш за два года выступлений на международной арене заработал более миллиона долларов. Победитель "Турне четырех трамплинов" увез свои призовые 100 тысяч евро на новенькой "Ауди". И это все без учета огромных гонораров от рекламных контрактов...

Обычно, как только заходит разговор о проблемах в спорте, все неудачи начинают списывать на нехватку денег. Но разве только от них зависит победа? На этот вопрос можно взглянуть и с другой стороны. Взглянуть глазами стороннего наблюдателя, не искушенного в технических нюансах и не забирающегося в дебри бухгалтерских расчетов. Во всем мире пытаются решить, как регламентировать вес спортсменов, всеми мыслимыми способами пытающихся сделать из себя некое подобие "летающих скелетов". Ведь лишние килограммы - это несколько проигранных метров в прыжке. Двукратный обладатель Кубка мира австриец Андреас Гольдбергер как-то заявил: "Если для победы мне надо будет весить 45 кг - я буду весить 45 кг, даже если придется держать в холодильнике только бутылку воды". Как на этом фоне прикажете понимать наших спортсменов, которые на презентациях буквально сметают все со стола? Одно время немцы перед соревнованиями специально устраивали фуршеты, дабы "нейтрализовать" соперников еще до старта...

Не совсем понятна и ситуация с подготовкой трамплинов к зиме. В "Раубичах" давно закуплены снегометные пушки, способные засыпать снегом чуть ли не всю округу. Но подключается она к общему водопроводу, и в итоге спорткомплекс остается без воды, а снега хватает лишь на лыжную трассу.

Попробуем подвести итог. Денег, конечно, мало. Но даже при должной финансовой поддержке останется вопрос: кто выведет Беларусь в элиту и где тренеры, способные сплотить вокруг себя команду, сделать из сегодняшних немногочисленных юниоров классных спортсменов, которые не променяют честь страны на криминальный бизнес? В Финляндии, например, чуть ли не каждая деревня имеет какую-никакую, но спортшколу и 12 - 14-летние дети запросто сигают с 60-метровых трамплинов, тогда как их белорусские сверстники-прыгуны только начинают с опаской поглядывать на 20-метровую высоту, а тренеры сводят все тренировки к обыденной "физухе". Естественно, при скандинавской организации подготовки из огромного количества претендентов, проходящих через сито многочисленных отборов, останутся действительно мастера, способные показать высокие результаты. "Если в команде нет спортсменов, то ей никакой спонсор не поможет", - комментирует ситуацию тренер нашей сборной Сергей Сергеев, и в этой фразе, похоже, сформулирована основная причина невеселого положения дел у нас. А с другой стороны, может стоит забыть, что есть такой вид спорта - прыжки с трамплина, если у нас нет ни материальной базы, ни стоящих спортсменов, ни квалифицированного тренерского состава, ни необходимых денег на развитие всего этого?! Готовить автоугонщиков и позориться на Олимпиадах - совсем не та цель, к которой необходимо стремиться!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter