Преподаванию физики и математики в школах необходимо придать особый статус – ректор ВГУ им. П. М. Машерова

Стране нужны математики

Мир уже никогда не будет прежним. Станет он лучше или хуже — сложно сказать. Но однозначно он уже другой. Важно не провалиться в разлом эпох, а выйти из глобальной трансформации еще более сильными, эффективными, успешными. Как может выглядеть постглобалистская реальность — попытаемся разобраться в нашей рубрике. 

Спор физиков и лириков извечен и бесконечен. Важны и те и другие. Технари своим четким и ясным умом обеспечивают материальное развитие цивилизации. Творческая интеллигенция проникает в сердца, выстраивает моральные устои. Тоже архиважное направление. Особенно во время глобальной трансформации трудоустройства. Но сегодня в Беларуси острый дефицит именно физиков. В прямом и переносном смысле этого слова. Технологический суверенитет не возникает сам по себе. За него сражаются инженеры на инновационном поле боя. Инженерами не рождаются — ими становятся. И первый «курс молодого бойца» проходит в школе. Там закладывается базис знаний, формируется техническое мышление. Если оно отсутствует, то очень сложно (почти невозможно) перековать лирика в физика за 4–5 лет университетской учебы. О проблеме подготовки инженерных кадров, повышении уровня технических знаний в обществе, популяризации точных и естественных наук рассказала ректор Витебского государственного университета им. П. М. Машерова Валентина Богатырева. 

Мыслят роботы, а не человек 

Разбаловали нас современные технологии. Все чаще мы выполняем функцию ввода первичных данных, а мыслительный процесс перекладываем на микропроцессоры. Тенденция тревожная. Искусственный интеллект действительно способен подчинить себе человека. Если данный Богом дар мышления растеряем — перестанем тренировать свои нейроны. Если они атрофируются — беда. 

Объективный процесс, который захватывает мир. И молодежь — на острие риска «компьютерного отупения». Не будем уж слишком густо посыпать голову пеплом. В западных странах с остротой мышления совсем беда. В пресловутой Британии проблема: дети в десять лет по слогам с трудом читают. Всю информацию привыкли получать в визуальном формате по гадже­там. Правда, элиту там учат дай бог каждому. Но по средним показателям наша система образования занимает достойное место в мировых рейтингах. Тем не менее некий спад в точных и естественных науках наблюдается. Нет на них спроса у молодежи. Многие очарованы волшебством IT-индустрии. Но это во времена Пушкина «ошибки юности легко сходили с рук». В наши дни чрезмерная надежда на ПО может закончиться профессиональной непригодностью в недалеком будущем. 

— Уверена, что пройдет немного времени, 5–6 лет, и будет совершенно очевидно, что IT — всего лишь инструмент, который помогает реализовать интеллектуальное творчество людей, — утверждает Валентина Богатырева. — «Чистые» айтишники могут только автоматизировать, но не создать алгоритмы технологических, технических процессов, задать критерии моделирования… Инновационные идеи формируют представители других сфер научного сообщества. Кстати, сами IT-технологии базируются на фундаментальных исследованиях в математике, физике, физиологии (если речь идет об искусственном интеллекте, робототехнике) и других сферах исследовательской деятельности. 

Стимулы для учителя

Компьютер, гаджеты, цифра облегчают жизнь, но отучают мыслить. Помнится, в моем физико-математическом классе наши серьезные учителя с советской закалкой запрещали на контрольных пользоваться не только справочниками, но даже калькуляторами. Работали по принципу: если знаешь предмет, умеешь соображать — справишься при помощи смекалки, находчивости и сообразительности. И тогда кроме листа бумаги и ручки ничего не нужно для решения задачи. Забыл формулу — сможешь быстро ее вывести. Нынче чаще принято цифры вводить в окна специализированного ПО. Теперь зачастую специалисты различных отраслей и не помышляют вникать в процесс: за них делает программа. А как она устроена — неважно. Все отдано цифровизации. И это на самом деле проблема для развития человеческого капитала. 

Валентина Богатырева тоже обеспокоена. Утверждает: наметился отток школьников-олимпиадников по физике и математике в иностранные вузы. Волнует ее и снижение интереса молодых людей к этим наукам. Специалист признается: у преподавания этих дисциплин тоже есть большое поле для совершенствования. Ведь только талантливый, квалифицированный, влюбленный в свое дело преподаватель сможет воспитать себе подобного. Равно как: «Патриота может воспитать только патриот!» — как совершенно справедливо сказал наш Президент. Увы, учитель не находится на первых строчках в рейтинге популярных профессий. И особенно проигрывает предложениям в сфере IT. А хороший математик и физик мгновенно найдет себе место с хорошей зарплатой в мире современных технологий. 

— Необходимо через специальные программы выводить на новый качественный уровень преподавание в школах физики и математики, — уверена Валентина Богатырева. 


По ее мнению, необходимо создавать стимулы и мотивации для учителей именно по этим предметам. Конечно, всегда встает вопрос наличия финансовых ресурсов для дополнительного стимулирования. Но, по ее мнению, необходимые ресурсы можно найти. Особенно если рассматривать проблему с точки зрения инвестиций в человеческий капитал. Валентина Богатырева приводит пример Витебской области: когда в сельскохозяйственных организациях возник острый дефицит специалистов, то нашлась возможность ввести дополнительные стимулирующие меры (в том числе и надбавки) для молодых специалистов — зоотехников и ветврачей. Пришло время активно привлекать в сферу образования кадры, которые поднимут на былой уровень инженерную школу в стране. Особенно это актуально для регионов, где главнейшей задачей является минимизация оттока кадров. Это возможно только посредством предоставления высокооплачиваемых рабочих мест, для чего необходимо реализовывать высокотехнологичные инвестиционные проекты. А организовать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью — удел настоящего инженера. 

Валентина Богатырева убеждена: преподаватель должен не только дать знания, но и заинтересовать учеников своим предметом, очаровать их точными науками, не только объяснить формулы, но и заложить инженерное мышление. Хотелось бы, чтобы таких учителей было больше. Сегодня, увы, все меньше ребят хотят сдавать экзамены по физике. Валентина Богатырева отмечает: «азиатские тигры» начинали экономический рывок с совершенствования системы образования. Например, в Сингапуре некоторым категориям преподавателей присваивали статус государственных служащих со всеми преференциями. Валентина Богатырева убеждена: необходимо вплотную заняться и у нас проблемой преподавания естественно-математических учебных предметов. Технологическую конкуренцию (или войну, если угодно) выигрывают не только ученые, исследователи, но и, в первую очередь, учителя! 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter