Стране нужна социально зрелая, физически развитая личность

Среди жизненных ценностей белорусов здоровье занимает первое место – 84%

Как сделать будущее поколение счастливым и физически здоровым? Какую роль играет физическая культура в формировании здорового образа жизни молодежи? Что необходимо предпринять в стране, вузе, чтобы повысить интерес и кардинальным образом изменить отношение молодежи к своему здоровью? На эти и другие вопросы отвечает Борис Михайлович Хрусталев (на снимке) – ректор Белорусского национального технического университета, академик Национальной академии наук Беларуси, член исполкома Национального олимпийского комитета, председатель комиссии «Спорт для всех».

— Борис Михайлович, как бы вы охарактеризовали наше общество с точки зрения отношения населения к массовой физической культуре и спорту?

— Выступая на недавно прошедшей научно-практической конференции, где рассматривались вопросы состояния и проблемы развития высшего образования в рамках Союзного государства, я обратил внимание участников на сложность демографической ситуации как в Беларуси, так и в России, от которой зависят здоровье нации и национальная безопасность.

Наша страна, несмотря на проблемность ситуации, действительно пришла в массовое спортивное движение. Создана цельная национальная, образовательная и воспитательная система формирования здорового образа жизни, что позволило резко повысить заинтересованность всех слоев населения в укреплении и сохранении здоровья. И как следствие, за последние годы почти половина населения стала бережно относиться к своему здоровью. По данным социологических исследований, в парадигме жизненных ценностей белорусов здоровье занимает первое место – 84 %. При этом 70,3 % населения отмечают, что здоровый образ жизни стал неотъемлемым атрибутом их деятельности. Абсолютное большинство – 91,4 % — главными виновниками потери здоровья признают себя.

При поддержке государства Национальному олимпийскому комитету удалось создать оригинальную модель оздоровления нации, вовлекая ее в олимпийское движение «Спорт для всех».

На мой взгляд, в стране созданы реальные предпосылки для принятия закона «О здоровье народа». Его реализация позволит в перспективе в значительной мере динамизировать спортивную составляющую, изменить приоритеты здорового образа жизни в обществе, научить людей мыслить и жить без дополнительного риска для здоровья.

— С какими проблемами, связанными с физическим развитием, сталкивается молодежь вообще и студенческая в частности?

— Молодежные проблемы есть в любой стране, и это абсолютно естественно. В настоящее время в молодежной среде сложился устойчивый стереотип современного молодого человека, неизменным атрибутом которого является бутылка пива и сигарета, ожидающего чудес по щучьему велению. И мы должны признать, что этот отрицательный стереотип существенно укрепился в сознании молодежи и подрывает национальное богатство – здоровье. Думаю, мы, более старшее поколение, имеющее прямое отношение к спорту, могли бы сегодня сформулировать и предложить новый подход к развитию и становлению личности XXI века.

Сегодня для нас всех идеалом является Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко, который принимает личное участие во всех мероприятиях и спортивных соревнованиях, ведет действительно здоровый образ жизни. Скажу откровенно, в мире трудно найти ему подобных. Это во-первых. Во-вторых, проблемное образовательное поле молодого человека — большой объем информации, который необходимо усвоить, в цейтноте времени при отсутствии навыков самостоятельной работы, нездоровое питание, специфический уклад жизни в общежитии, виртуальное проведение досуга в условиях свободы, открывшейся для еще незрелой личности, потеря времени и затраты энергии, связанные с транспортом… В диалектическом единстве с другими факторами они травмируют психику значительной части студентов. Синдром «выгорания» негативно сказывается в целом на их здоровье. Это подтверждено и нашими исследованиями. Уровень психической напряженности у студентов первого курса составляет 37 %. Это уже настораживает. Поэтому физическая культура и спорт как раз та жизненная подзарядка, которая позволяет молодежи оградить себя от стрессов, перегрузок, научит управлять психоэмоциональной сферой.

— Сегодня все большее внимание уделяется здоровье-сберегающим технологиям. Ваша точка зрения?

— На мой взгляд, владеть ими и, главное, успешно внедрять их в практику физкультурно-оздоровительной и спортивной работы могут только люди, на собственном опыте убедившиеся в необходимости вести здоровый образ жизни, сами придерживающиеся его правил в организации работы, учебы и быта, проведении свободного времени. На практике иногда получается по принципу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Считаю, что к разработке здоровьесберегающих технологий надо смело приобщать науку. Ведь 40 % научного потенциала Беларуси сосредоточено в вузах.

А что касается информационной составляющей, скажу откровенно: сегодня разговоры о необходимости заниматься физической культурой и спортом только потому, что это полезно для здоровья, не аргумент. Это никак не заводит молодежь. Они считают, что и так молоды и здоровы. Нужно, чтобы у ребят были свои кумиры в спорте. Таковыми для студентов в политехе являются заведующий кафедрой физической культуры и спорта, доктор педагогических наук, профессор Иван Владимирович Бельский и декан приборостроительного факультета доктор технических наук, профессор Олег Константинович Гусев — многократный чемпион Республики Беларусь, рекорд-смен Европы и мира, мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу. Он и сейчас в свои 54 года продолжает состязаться наравне со студентами-спортсменами и устанавливать новые рекорды. Ему не надо агитировать молодежь за здоровый образ жизни. К нему студенты сами идут за мудрым советом, как себя реализовать в том или ином виде спорта.

— Борис Михайлович, вы не понаслышке знаете работу кафедр физической культуры и спорта вузов страны. Что сегодня вызывает у вас беспокойство в их деятельности?

— Современные кафедры, скажу образно, — это центр, в котором генерируется и внедряется в процесс физического воспитания все современное, передовое. И здесь очень важно, насколько квалифицированно люди работают с молодежью. Нужны креативные люди из молодой спортивной среды, знающие контекст проблем и, самое главное, способные вовлечь ее в орбиту массовой физической культуры. Мы должны найти те «фишки», которые сделали бы занятия более интересными и зажигательными. Преподавателю и тренеру необходимо как можно быстрее выйти за пределы узкого понимания процесса физического воспитания, войти в сферу психологии, сознания и личности индивида, в сферу мотивов, отношений, интересов, эмоций, установок, чтобы в последующем, грамотно управляя мотивацией, осуществить прорыв в сознании молодежи, которая, в силу своего возраста, не может отделить «зерна от плевел». Скажем, что в качестве идеала может служить система физического воспитания детей древних греков. Она была проста, доступна и открыта. Например, знаменитый математик и философ Пифагор сам участвовал в Олимпийских играх, утверждал, что физическая культура особенно необходима для успешной умственной работы. И заметим, такие предметы, как плавание, бег, бокс, в его школе были в одном ряду по значимости со всеми остальными предметами. Полагаю, что необходимо повысить статус дисциплины «Физическая культура» и от зачета перейти к экзамену. Сыграли бы свою созидательную роль и введение вкладышей в зачетные книжки, где отражались бы основные характеристики физического развития студента. И еще одна очень важная вещь. Речь идет о целесообразности проведения в системе Министерства образования смотра-конкурса на лучшую кафедру. Этот смотр в последующем будет служить хорошим стимулом как для повышения спортивной квалификации преподавателя, тренера, так и для личного внедрения лучших методик в систему физического воспитания. В целях физического оздоровления надо максимально использовать участие молодежи в студенческих строительных отрядах, где кафедрам и факультетам вузов отведена особая роль.

— Часто можно слышать сетования на нехватку спортивной базы и инвентаря. Можно ли как-то исправить ситуацию?

— Действительно, проблема на сегодняшний день весьма актуальная. Актуальна она и для БНТУ. Многое зависит здесь от мотивации самого руководителя к спорту. Можно всегда найти выход. Например, введение в строй простых спортивных сооружений, не требующих больших финансовых затрат. Мы сейчас приступили к строительству 5-километровой лыжероллерной трассы, где студенты будут оздоровляться круглый год. Подобные сооружения можно иметь в регионах нашей страны, особенно в агрогородках. Одним словом, к материальной базе, которой располагает любой вуз, нужно приложить умные головы и специальные знания. Необходимы более современные формы взаимодействия и сотрудничества с министерствами, спортивными федерациями, спонсорами.

— Подводя итоги, скажите, Борис Михайлович, каким вам видится вуз XXI века?

— Скажу кратко. Современный вуз должен формировать цельную, гармонично развитую, самостоятельную личность, которая в конечном итоге определит судьбу любых преобразований в обществе.

Важно помнить всегда: государство, не уделяющее внимание молодежным проблемам, рискует остаться без будущего.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter