Страна БЕДУинов в шатре проблем.

За нефтяные богатства Ливии разворачивается битва западных держав, а в самой стране растащили сокровища на миллиарды долларов.

Закончится ли после гибели Муаммара Каддафи гражданская война в Ливии или насильственные смерти останутся атрибутом жизни некогда благополучной страны? Сегодня о демократии в Северной Африке если и можно говорить, то только в отношении далекой периферии.

Революция пожирает своих

Смерть Каддафи автоматически не решит накопившихся в Ливии проблем и не остановит кровопролитие, считает декан факультета международных отношений БГУ Виктор Шадурский. “Столь большие потрясения всегда приводят к еще большим проблемам, — заметил он корреспонденту “НГ”. — Можно с уверенностью сказать, что Ливию ждут тяжелые годы”.
По мнению немецкой газеты Suddeutsche Zeitung, процесс формирования Переходным национальным советом нового правительства будет нелегким: слишком многие “хотят урвать свой кусок власти и несметных ливийских богатств” — традиционалисты, либералы, демократы, исламисты, бизнесмены и старейшины племен. Ливийцы, которые надеются, что смогут по своему усмотрению распоряжаться национальной нефтью, скоро расстанутся с радужными ожиданиями. Неизбежна и ностальгия по эпохе Каддафи. Более мрачен прогноз директора московского Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова: временный союз ренегатов, исламских фундаменталистов и уголовников вот-вот распадется и власть захватят исламисты, связанные с “Аль-Каидой”.

Назад к шариату?

Подтверждением тому может служить заявление главы Переходного национального совета Ливии Мустафы Абдель Джалиля о том, что Ливия отныне будет жить по исламским законам, то есть возьмет в основу государственного устройства шариат. Месяц назад лидер “Аль-Каиды” Айман аз-Завахири призвал ливийцев к созданию шариатского государства. Неудивительно, что решительность новых властей уже вызвала опасения у Европарламента. Зато США полны специфического оптимизма. Американский сенатор-республиканец Джон Маккейн в интервью Би-би-си отметил — “восставшим в Ливии мы помогали”.
Кстати, восставшие эту помощь оценили “по достоинству”, похитив под шумок из Национального коммерческого банка “сокровища Бенгази” — более семи тысяч золотых и серебряных монет эпохи эллинизма. Ущерб оценивается в миллиарды долларов: одна из таких монет недавно была продана на парижском аукционе за 431 тысячу долларов. Кража произошла еще в мае, но о ней молчали: Переходный национальный совет не хотел портить свой имидж на международной арене.

Лакомая нефть

“Становится очевидным, что решать судьбу Ливии будут не столько новые власти страны, сколько государства, сыгравшие главную роль в свержении лидера Джамахирии, — говорит Виктор Шадурский. — В мутной воде половить рыбу, несомненно, захотят многие”. Ряд нефтяных компаний — итальянская Eni и французская Total, например — уже возобновили некоторые из своих операций в этой стране. Впрочем, восстановить экспорт нефти Ливия сможет не ранее чем через несколько месяцев.
“Западные страны начали бомбардировки Ливии, когда сотрудничество с Муаммаром Каддафи перестало служить их цели присвоить ее нефтяные богатства, — заявил недавно президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. — Покажите мне хотя бы одного европейского или американского президента, который не посещал бы Ливию или не заключал с ней соглашений. Этого джентльмена убили, чтобы он больше не смог ничего рассказать”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter