Откуда растут ноги у коронафобии?

Страх заразителен

В информационную эру неизвестность пугает как никогда. Ну не привыкли мы к тому, что за считаные недели из-за какого-то вируса жизнь во всем мире переворачивается с ног на голову. А страх, как известно, заставляет многих предпринимать не совсем адекватные действия в попытках обезопасить себя и своих близких от внешнего, порой «назначенного» воспаленным воображением врага.


Вслед за трогательными сюжетами и статьями о том, как в Западной Европе и США находящиеся на карантине граждане ежедневными аплодисментами со своих балконов благодарят врачей, брошенных на борьбу с COVID-19, в СМИ стали появляться ошеломляющие новости иного вектора. В Латинской Америке медработники жалуются на дискриминацию и нападки со стороны местного населения. Врачи из разных стран региона, в частности, из Аргентины, Колумбии и Мексики, заявляют, что им угрожают, не дают входить в дома, пользоваться общественным транспортом или находиться в магазинах. В последние несколько недель гражданская больница в городе Гвадалахара попросила медсестер не носить форму, потому что в общественном транспорте их порой отказывались перево­зить. Жители иранского города Бендер-Аббас сожгли часть больницы, в которую без их согласия доставили больных коронавирусом. В Якутии местная жительница не пустила в квартиру бригаду скорой помощи — медики прибыли, чтобы протестировать ее пожилую мать на COVID-19. Женщина заявила, что врачи — разносчики инфекции, и не пожелала контактировать с ними. По данным Кировской прокуратуры, в социальной сети ВКонтакте была размещена новость о четырех новых заболевших коронавирусной инфекцией в области, под которой пользователь оставил комментарий с призывом сжигать заболевших вместо госпитализации. Пусть и в гораздо менее агрессивном ключе, но байнет тоже пестрит советами «гнать взашеи с работы» тех, кто является контактами первого и второго уровней, «запереть дома без права выхода» даже тех пациентов, кто переносит банальную простуду.


Что происходит с нашим самосознанием и культурным багажом на фоне пандемии? Беседуем с врачом-психотерапевтом, психологом Михаилом Дернаковским.

— Михаил, какую роль играет инстинкт самосохранения в жизни современного человека?

— Этот инстинкт является одним из основных и направлен на выживание. Если бы он отсутствовал, то человечество уже давно прекратило бы свое существование. Когда человек выявляет какой-то фактор, который непосредственно угрожает ему или тому, что он мог бы определить местоимением «мое» (семья, бизнес, деньги), у него формируется адаптивная реакция, которая физиологически проявляется выбросом гормонов стресса (адреналин и глюкокортикостероиды, например, кортизол, гидрокортизон и прочие), а эмоционально — появлением страха или гнева. Страх и гнев — эмоции разные, но нейрофизиологически в них сильной разницы нет. Если человек уверен, что в состоянии справиться с угрожающим фактором и защититься, ликвидировав его, то у него преобладают гнев и реакция нападения. А если считает, что не справится, то здесь уже в игру вступают страх и реакция бегства или замирания (так называемого ступора). 

Но бывает и так: раздражителя нет, да и угрожающий фактор отсутствует, но страх или гнев есть. Это связано с развитой второй сигнальной системой человека: он в состоянии бояться воображаемых объектов. Например, полетов на самолетах. На самом деле он не летать боится, просто, когда приближается к самолету, его воображение рисует картинку авиакатастрофы. Это называется навязчивым страхом — фобией, а навязчивые тревожные мысли — обсессиями. У людей масса фобий в любое время года, так как мы обладаем развитым воображением. А в период эпидемии человек, склонный к фобиям, обязательно начнет бояться заразиться (мизофобия) и умереть (или станет опасаться, что могут зара­зиться члены его семьи).

— А если он все же возьмет и заболеет?

— Тогда фобия достигнет пика (к примеру, у человека, который боится летать, но уже сел в самолет, этот пик приходится на взлет авиалайнера или же на посадку). В это время больше всего хочется снять колоссальное напряжение. Лучший способ это сделать — начать делиться своими переживаниями с близкими. Или с аудиторией в интернете, чтобы получать какой-то отклик. При этом нужно понимать, что человек часто делится не фактами, не планами, а именно своими страхами. Доказано, что просто проговаривание стрессовых эмоций позволяет немного успокоиться, а порой и существенно снизить уровень кортизола в крови. Когда человек рассказывает о пережитом в интернете, многие это видят, замечают неподдельную эмоцию страха. И тогда в мозге зрителей включаются так называемые зеркальные нейроны, отвечающие за отождествление с другими. То есть другие люди буквально заражаются чужим страхом.

Страх — очень важная эмоция, отвечающая за выживание и потому привлекающая внимание все большего количества других людей. Именно так развивается эпидемия страха. Высокие уровни кортизола и гормонов стресса вызывают нагрузку на сердечно-сосудистую систему, подавляют иммунитет. Человек становится еще более чувствительным ко всем инфекциям, а организм не выдерживает, растет число инсультов, инфарктов, летальных исходов. Если мы проанализируем смертность в Италии, то увидим, что она сильно возросла по сравнению с предыдущим годом. Но не от COVID-19, а за счет увеличения тяжелых случаев прочих заболеваний.

Некоторые объясняют, что переполненные итальянские больницы не могут оказать качественную помощь больным с другой патологией. Но дело в том, что количество тяжелых случаев чрезвычайно возросло, и часто люди с инфарктами и инсультами подхватывают вирус, уже находясь в больнице, и коронавирусная инфекция еще больше отягощает основное заболевание, что часто приводит к смерти.

Есть еще один немаловажный фактор распространения эпидемии страха. Нужно понимать, что поскольку в мире сейчас процветает перепродажа тестов, СИЗов, антисептиков, многим кругам чрезвычайно выгодно поддерживать страх и истерию в обществе, так как на ней они зарабатывают миллиарды долларов. Причем им не нужно даже как-то создавать ролики и прочие средства рекламы, а достаточно найти несколько нужных блогеров и начать их активно продвигать, а выступления — тиражировать.



— Зачастую те, кто предлагает «сжигать больницы», подвергает нападкам медиков и злобно высказывается в сети по поводу участи инфицированных, абсолютно искренни в своих убеждениях. Для них это не политика, а единственная, как им кажется, возможность защититься от неизвестной науке заразы. Но разве не должна реакция человека разумного, живущего в XXI веке, отличаться от реакции малообразованного средневекового предка? 

— Большинством людей правят эмоции и краткосрочная перспектива. Медицинские светила нам объясняют: во-первых, общество будет защищено от коронавируса, когда выработает коллективный иммунитет. Во-вторых, тяжесть инфекции зависит от инфицирующей дозы. Если человек подхватил многократную инфицирующую дозу вирусов где-то в закрытом помещении, где мало места, то болезнь будет протекать крайне тяжело. Если подхватить минимальную дозу, например, в проветриваемом помещении или на улице, то, скорее всего, заболевание будет проходить бессимптомно. Как результат — тот самый сформированный коллективный иммунитет. Но, к сожалению, многие прислушиваются не к специалистам, а к гораздо более эмоциональным любителям «хайпа» (пусть даже и невольным). Посмотрев ролики в интернете, заразившись чужими страхами, пытаются или полностью от всех отгородиться, или, наоборот, агрессивно защищаются от потенциальных носителей коронавируса. В результате под действием стрессов они будут только более чувствительными к инфекции, а когда заболеют — заболеют тяжело.

Колоссальную роль в нашем восприятии действительности играет умение управлять своими эмоциями и прислушиваться к голосу своего разума. А для этого необходим навык мышления как такового и умения неэмоционально, взвешенно анализировать информацию из разных источников. Также важны этика, присутствующая в обществе, правильное воспитание, которое помогает человеку сдерживать свои эмоции, особенно приступы гнева и страха.

Иногда таким людям помогает просто изоляция от внешних эмоциональных источников информации на какое-то количество времени. Просто чтобы выйти из-под их влияния. Помните, что советовал профессор Преображенский в повести «Собачье сердце» Булгакова? Не читать газеты, чтобы не вредить своему здоровью. А сейчас, если не в состоянии справиться со своими страхами, стоит как можно меньше читать интернет и смотреть выступления блогеров. С точки зрения реальной оценки пандемии коронавируса, чтобы ее не переоценивать и недооценивать, нужно разбираться в эпидемиологии или читать комментарии именно эпидемиологов. Причем лучше ориентироваться на несколько источников.


— Надеюсь, наше общество все же не рискнет повторить печальный опыт других стран и опуститься до уровня преследования своих же граждан, пострадавших от коронавируса?

— Я думаю, что белорусы — очень организованная нация. В СССР существовало убеждение, что в нашей республике люди стоят на пешеходных переходах на красный свет, даже когда нет машин. Мне кажется, что этот стереотип для многих характерен до сих пор. Например, многие соблюдают правила нахождения друг от друга на расстоянии полутора метров, чтобы предупредить перегрузку больниц пациентами, хотя заметьте: никто официально этого делать не заставляет, нам только настоятельно рекомендуют. Тем не менее у нас уровень дистанцирования на улицах сравним со многими западноевропейскими странами во время карантина. Восхищает взаимопомощь наших людей, то, как быстро сплотилось общество и как многие предприниматели и компании частного бизнеса пришли на помощь медикам и больницам. Также, поскольку Беларусь сохранила эпидслужбу и инфекционные учреждения, основной акцент в борьбе с эпидемией был сделан на устранении очагов инфицирования, то есть карантин вводился не для всех, а для контактов уже выявленных, причем все контакты сначала перевозились в специальные учреждения (инфекционные больницы, госпитали, реабилитационные учреждения). И я не слышал, чтобы люди грубо протестовали против такой изоляции, были лишь единичные жалобы. Почти все относились с пониманием необходимости их изоляции. Поэтому я искренне верю, что не повторим. И большинство наших граждан вызывают у меня глубокое восхищение своей активностью и способностью самоорганизоваться, выстроить взаимопонимание, чтобы противостоять любой реальной, а не вымышленной угрозе. 

В ТЕМУ

Пандемия COVID-19 в мире привела к появлению коронафобии — страха быть инфицированным. Об этом заявили турецкие ученые-медики из Университета Ибн Халдуна в Стамбуле и других медицинских кафедр, пишет «Российская газета» со ссылкой на турецкую газету Hurriyet.

«Не надо воспринимать коронавирус как чуму или туберкулез, — просят турецкие врачи. — И не надо относиться к другому так, будто он болен чумой. Коронавирус не остается в организме человека навсегда».

Между тем многие испытывают в настоящее время страх, тревогу, отчаяние, причем это касается не только взрослых, но и детей.

Однако необходимо пережить время пандемии настолько комфортно, насколько это возможно, соблюдая все необходимые требования, но продолжая жить обычной жизнью, советуют ученые.

Особенно подчеркивается, что не надо делиться в соцсетях непроверенными сведениями и негативной информацией.

konopelko@sb.by

Колоссальную роль в нашем восприятии действительности играет умение управлять своими эмоциями и прислушиваться к голосу своего разума. А для этого необходим навык мышления как такового и умения неэмоционально, взвешенно анализировать информацию из разных источников. Также важны этика, присутствующая в обществе, правильное воспитание, которое помогает человеку сдерживать свои эмоции, особенно приступы гнева и страха. Иногда таким людям помогает просто изоляция от внешних эмоциональных источников информации на какое-то количество времени. Просто чтобы выйти из-под их влияния.

Фото pixabay.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter