Подача заявки Украиной на вступление в ЕС не более чем пропагандистская фикция

Страдания по Европе

Флешмоб о вступлении Украины в ЕС продолжается. В позапрошлую пятницу председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен вручила в Киеве Владимиру Зеленскому анкету о членстве в ЕС. Как послушный ученик, глава Украины быстро справился с заданием и уже в этот понедельник вернул заполненный «вопросник» представителю Евросоюза. Этот «исторический обмен» много обсуждают, звучит пафосная риторика. Хотя глубоко убежден: в ближайшем будущем никто Киев в ЕС не примет. А торжественная попытка — не более чем фарс, пиар привлекательности Евросоюза и сильной, ценной для него Украины. Так сказать, попытка введения в заблуждение и простых европейцев, и украинцев, чтобы отвлечь от грустной действительности, широкими перспективами подсластив горчащую пилюлю реальной политики некоторых чиновников в ЕС, которую уже давно цинично и жестоко, но точно оценили перифразой «борьба с Россией до последнего украинца».

КОЛЛАЖ ЛЮБОВИ ЦАРЮК

Недостижимая «морковка»

Членство в ЕС — та «морковка», которой Брюссель (подозреваю, не без подачи США) старается приманить Украину в западный лагерь. Собственно говоря, ранее никто не мешал принять Киев в ЕС. Но даже до начала спецоперации, когда упоминались перспективы присоединения Киева в ЕС, сразу раздавались многочисленные голоса против. В том числе, кстати, и стран Балтии, которые сейчас вербально едины с украинцами.

Почему даже мирную Украину воспринимали в штыки? Причем государства, прямо скажем, периферийные, которые являются реципиентами ЕС. Подозреваю, что именно по этой причине. Возможности главной «дойной коровы» союза Германии и — в меньшей степени — Франции не безграничны. А очевидно, что Украина — та страна, которая вступает в Европу не столько по зову души, менталитета и исторического кода, сколько экономического прагматизма (который, правда, тоже сомнителен). Другими словами, новому члену понадобится самая разнообразная помощь: финансовая, технологическая, техническая… В семье старшие дети нередко ревнуют младших к родителям, а европейскому дому эгоистичная философия тоже не чужда.

Кроме того, объективно для присоединения к Европе Украине еще пришлось бы долгие годы не только экономику — всю страну переделывать. В ЕС берут только государства, которые соответствуют так называемым Копенгагенским критериям (по названию города, в котором их принял Евросовет): экономическим, политическим, законодательным. И экономика должна быть рыночной. Но самое главное — иметь возможность конкурировать с европейской. И демократия должна быть налажена с соответствующими устойчивыми институтами. И права человека соблюдаться.

Впрочем, Евросоюзу, ослабленному после брексита и различных других неурядиц, новые члены не совсем были нужны и до пандемии. А тем более их ценность сомнительна в условиях идеального шторма геополитических и экономических потрясений. Тут бы самим продержаться, а не лишнюю обузу брать на буксир. Кстати, турецкая экономика будет посильнее украинской, но Анкару так и не взяли в «европейский клуб». Там, конечно, своя уникальная история. Но факт остается фактом — кандидатом можно «болтаться» безнадежно долго.

Ястребиная провокация

Впрочем, принять анкету и даже запустить в процесс рассмотрение заявки на членство в ЕС ни к чему не обязывает. Процедура-то долгая и бюрократическая. Сначала должна дать заключение Еврокомиссия. Потом проходят консультации с Советом ЕС, в Европарламенте. И заключительный этап — переговоры между странами — членами союза и государством-кандидатом. Словом, должно быть единодушное желание всего ЕС. А такое возможно?

Особенно в нынешней ситуации, когда евроинтеграция трещит по швам, обнажая все противоречия экономических, ментальных и политических различий европейских стран. Даже в более спокойные времена ЕС не смог выработать единую энергетическую политику, нарвавшись в итоге на жесточайший энергетический кризис в прошлом году. Конфликт в Украине и санкции только его усугубили. Но начало-то ему было положено задолго до нынешних событий. Самое парадоксальное, что прошедшей осенью и зимой, когда Европа испытывала дефицит газа, в Брюсселе больше пеняли в сторону «Газпрома», чем в собственное зеркало, — даже на фоне опасности подморозить собственный электорат европейские чиновники не торопились вырабатывать механизмы взаимопомощи в сложных ситуациях.

И сегодня согласия нет. «Ястребы» — Польша, Литва, Латвия, Эстония, в определенной мере Чехия — ратуют за обострение противостояния с Россией. Германия и Франция занимают более сдержанную позицию. У Венгрии свое особое мнение по сложившейся ситуации. Впрочем, во многом отношение к восточному вектору зависит от особенностей структуры каждой национальной экономики и степени корреляции своей внешней политики с Вашингтоном. Но факт остается фактом: говорить о каком-то консенсусе на европейском континенте по принципиальным вопросам сегодня — утопия. Есть ли шанс это сделать у Украины? Или существуют некие призрачные надежды, что соответствующее положительное решение «продавит» Вашингтон?

Белый дом, конечно, влияет на Европу. Но вопрос-то стоит архипринципиальный. Экономика, права человека и устойчивость государственных институтов (а точнее, их коррумпированность) еще можно проморгать. Но брать в союзники государство, отягощенное и территориальными спорами, и боевыми действиями, если не равнозначно, то очень близко по своей сути, чтобы ЕС стал не просто активным наблюдателем (в лице особенно активных своих членов), но участником конфликта Запад — Восток. А всем ли европейцам это надо?

Впрочем, нельзя исключать, что наиболее воинственные еврочиновники, к которым относится и госпожа фон дер Ляйен, этого и добиваются. По крайней мере, вся эта суета с анкетами и заявками только обостряет ситуацию. Это — с одной стороны. С другой — некогда блестящая вывеска Евросоюза потускнела за последние 10 лет сплошных неудач (дефолт Греции, брексит, миграционный и энергетический кризис, наглое игнорирование Варшавой европейских директив, почти полный провал в ESG-повестке). И заигрывание с Украиной является своеобразным маркетинговым ходом, чтобы показать разочаровывающемуся населению: да в Европе круто! Посмотрите, как к нам рвется Украина! Готовы полстраны разрушить, только чтобы оказаться в ЕС! Все обстоит не совсем так, но европейскому обывателю историю преподнесут в нужном свете.

Как и украинскому. Мол, надо упорствовать в противостоянии с Россией, чтобы прорваться в ЕС. Там столько вкусного! Когда-то было, стоит добавить. Но кто не жил в ЕС, тот не владеет общей ситуацией и динамикой. А про Европу больше знает из фильмов да красочных туристических буклетов. И ведь в очередной раз могут украинцы поверить. Как в европейскую благодать, так и в тот факт, что именно Россия страну туда не пускает. Собственно говоря, удалось же эту идею «продать» (по крайней мере, части украинских граждан) на майдане в 2014-м. Хотя Москва не сильно-то и препятствовала европейской интеграции Украины. Хотя и восторга не испытывала. И занимала позицию, что если Киев в то время был одним из важных экономических партнеров России, то о таких вещах надо хотя бы советоваться. Все-таки границы в те времена были открытыми. А у каждой страны есть свои экономические интересы.

В любом случае процесс начала принятия Украины в ЕС фейковый по сути. А в сложившейся ситуации — в кубе. И способствует только еще более глубокому обострению ситуации. Собственно говоря, не стоит забывать, что у значительного количества и предприятий, и отраслей, и населения экономических интересов в ЕС нет. Они, скорее, находятся на Востоке, Юге, Севере, но не в Европе. Это оборотная сторона «брюссельской морковки»: вроде бы она должна агрессивно консолидировать украинское общество по антироссийской парадигме, но может внести в него еще больший раскол, чем сегодня уже существует. В любом случае история с приемом Киева в ЕС какая-то очень невнятная. И совершенно не прозрачная. И, пожалуй, она только добавит проблем украинцам. Но кто про них думает в ЕС? Впрочем, в Киеве тоже. Все решают свои личные проблемы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter