Стою на полустаночке...

О вокзалах райцентров

Лично я, мотаясь по командировкам, чаще всего бываю на вокзалах райцентров. И берусь утверждать, что не аэропорт или автовокзал, а вокзал железнодорожный — лицо любого города и местечка. Увы, как они нередко похожи друг на друга: одна касса, маленький зал ожидания, кафе с сосисками в тесте или вчерашними беляшами, пиво, водка... Изюминки можно найти разве что в названиях станций. Например, случайному человеку непросто понять, что он приехал в город Иваново, когда из динамика дизеля звучит: «Янов–Полесский». А станция Береза–Картузская где? Правильно, в деревне Первомайская Березовского района. Не спешите выходить — до Березы километров десять. Впрочем, мне нравится, что былые названия городов остались в названиях станций.


Я люблю Брестский вокзал. Это одно из самых старых зданий тысячелетнего города, его холлы и залы можно рассматривать как необычайный музей камня. Гранит, гранодиорит, мрамор из месторождений Грузии, Карелии, Урала, Украины — где еще такое можно увидеть? В здешнем кафе варят, кажется, самый вкусный в Бресте кофе. А в маленьких вокзальных магазинчиках, которые открываются в 5 утра, продают одежду брестских швейных фирм — стильную и недорогую. Все мои гостьи требуют их посещения...


Вокзал построили в 1886 году. Автор календаря–справочника «Брест за 1913 год» утверждал, что первые годы своего существования вокзал «по праву считался единственным в России по изяществу и удобству». Не зря император Александр III и его сын Николай встречали наследника германского престола принца Вильгельма именно здесь. Впрочем, кто только не бывал у нас проездом. Но, увы, висит лишь одна памятная доска, свидетельствующая, что в эмиграцию ехал В.И.Ленин...


А вот И.В.Сталин вошел в историю как инициатор серьезной реконструкции. В 1945 году проездом на Потсдамскую конференцию он заявил, что «главные ворота страны не должны напоминать конюшню». И вскоре каждого гостя Брест встречал звездой на 50–метровом шпиле...


В нынешнем году началась новая, грандиозная, практически полная реконструкция вокзала. От проектировщиков из «Белжелдорпроекта» требовалось, чтобы он стал одним из красивейших от Москвы до Берлина. Попросить, чтобы он был самым красивым, железнодорожники не отважились. Нужно быть человеком с безумно богатым воображением, чтобы придумать что–нибудь более впечатляющее, чем Минский вокзал. Да и нужно ли?


Сегодня закрыты на капитальный ремонт три зала: пограничный, таможенный и международных касс. Там усилят конструкцию кровли. В новом тоннеле будут лифты для инвалидов. Над перронами появятся стеклянные навесы. Пешеходный мост будет крытым...


Изменения пассажиры уже ощутили. Поезда часто прибывают не на московскую сторону вокзала, а на варшавскую. Из–за этого наблюдается некоторое столпотворение на перронах. Но, пожалуй, наибольшие неудобства появятся с началом строительства тоннеля с московской стороны на привокзальную площадь. Конечная остановка некоторых поездов переместится на станции Брест–Восточный и Брест–Полесский. В центр пассажирам придется добираться городским транспортом. Неудобно, но давайте потерпим и объясним своим гостям, что это временно.


Помнится, менеджер бельгийских дорог, в прошлом году приезжавший к брестским железнодорожникам со своими предложениями по реконструкции, убеждал их, что вокзал — часть города, его визитная карточка. Ну это нам и так понятно, поэтому все делается без участия иностранцев. Проект согласован в Министерстве культуры. Раз здание — памятник архитектуры, важно все–таки сохранить дух старого вокзала, много повидавшего, пережившего, но не утратившего своего величия. Строители обещают работать бережно и заверяют, что Брестский вокзал будет не хуже европейских. Хочется им верить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter