Кто и как борется сегодня с автохламом в минских дворах?

Стоять, бояться

Автомобили вытеснили пешеходов с широких улиц, говорили еще Ильф и Петров. Теперь, спустя почти сто лет, автомобили вытеснили нас еще и из дворов. За каждый парковочный метр возле подъездов идет еcли не война, то вялотекущие стычки. Особенно обидно, когда на драгоценных сантиметрах пылятся отжившие свой век колымаги. Кто и как борется сегодня с автохламом в минских дворах?


Еду на улицу Осипенко: житель дома № 31 пожаловался на автомобиль, вид которого не только портит облик родного двора, но и лишает местных автолюбителей драгоценных паркомест. 

Из стройного ряда машин никак не могу выхватить взглядом нарушителя. Видимо, потому, что ищу ржавый кузов с разбитыми окнами, со спущенными шинами или вовсе без них. Именно таким мне видится автохлам, мозолящий глаза местным жителям и занимающий ценные метры на парковке. Однако Татьяна Матусевич, мастер по благоустройству ЖЭС № 20 ЖРЭО Центрального района, возвращает меня на землю: такие машины для современных дворов — редкость. По крайней мере, для минских.

«Ниссан», за которым мы пришли, трудно отнести к классике жанра автохлама: с номерами, без дефектов, на лобовом стекле — отметка о пройденном техосмотре. Но всю картину портят приспущенные колеса, шапка снега на крыше и прогнившие арки. Под понятие «неэксплуатируемое» авто подпадает из-за своего длительного простоя. На штрафстоянку забирать эту «ласточку» нет оснований. Но делать с ней все равно что-то нужно. Поэтому Татьяна Матусевич оставляет предупреждение: до 6 февраля хозяин должен привести ее в надлежащее техническое состояние. Если автолюбитель проигнорирует пожелания коммунальщиков, его машину эвакуируют на охраняемую стоянку. И стоимость этой услуги придется компенсировать. Принудительное перемещение авто обойдется ориентировочно в полмиллиона рублей, а хранение — около 60 тысяч рублей в сутки. Вот и считайте, во сколько выльется владельцу старое ненужное авто.


Мастер участка уточняет: все по закону. В Указе «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств» четко прописано: неэксплуатируемый транспорт во дворе хранить нельзя. Что значит не эксплуатируется? А то и значит — никто им не пользуется. Еще один важный нюанс: если автомобиль не прошел техосмотр в течение полугода после положенного срока, он приравнивается к неэксплуатируемому. 

Как выявляются такие машины? Во время ежедневного обхода территории, объясняет Татьяна Матусевич. Формально закон не ограничивает время пребывания авто на одном месте. Единственное — оно не должно мешать движению. Однако коммунальщики берут на карандаш машины, которые не сдвигаются с места месяц и более. А как понять, что она не сдвигалась? Обычно у нее спущены колеса. Под ней собирается мусор, листья или снег. Она может быть запылена. 

Впрочем, даже эти признаки не повод забирать технику на штрафстоянку. Сначала владельцу направляют предписание. Если человек не реагирует, через 30 дней машину со спокойной совестью можно принудительно эвакуировать на спецстоянку. На этом этапе у автовладельца есть 3 месяца на возврат своего авто. Если и здесь никакой реакции — ЖРЭО подает иск в суд о признании транспортного средства бесхозным, а затем принимает его в собственность. А потом через суд возмещает свои расходы на эвакуатор и оформление всех документов. Но это довольно редко практикуется. Почему? Потому что людей предупреждают: хранить автохлам у себя под окнами — противозаконно. И они прислушиваются. 

Василий Шепелевич, директор ЖЭС № 20, уточняет: за последнее время на его территории обнаружено всего две такие машины. Одну хозяин убрал буквально вчера. Вторую мы видели. А вот совсем брошенных и «растерзанных» авто, годами томящихся под окнами, — единицы. Такие сразу идут на металлолом. Бывает, что хозяева сами снимают машину с учета и просят специалистов ее утилизировать.

Василий ШЕПЕЛЕВИЧ: «Сначала мы письменно предупреждаем».


«Когда обнаруживаем такую машину, отправляем запрос в ГАИ и выходим на владельца, — объясняет процедуру Василий Шепелевич. — Тот в течение месяца либо приводит ее в порядок, либо утилизирует. Если нет, за дело беремся мы. Но это редкость. Обычно люди забирают машину и приводят ее в порядок». Забрать же машину самовольно коммунальщики не могут — это уже хищение. 

Однако мало обнаружить такой автохлам, нужно его еще эвакуировать. А вот здесь есть нюансы. Сдерживает работу коммунальщиков передача или продажа автомобиля по доверенности, смерть автовладельца, в права наследства которого никто не вступил. Сложнее эвакуировать машину, и когда ее владелец — на лечении, в командировке или местах лишения свободы. Впрочем, и эти проблемы решаемы. По крайней мере, в 2014 году эвакуации неэксплуатируемых авто по решению суда не было.

А так машины, мешающие уборке снега, эвакуируют работники «Ремавтодора».



Да и сами люди стали реже оставлять бесхозные машины во дворах. Это подтверждает и статистика. Алексей Герасимчик, заместитель директора Минского городского жилищного хозяйства, приводит цифры. Если в 2012 году коммунальщики выявили во дворах почти 3000 неэксплуатируемых транспортных средств, то в 2014-м — всего 1300. Из них на охраняемые стоянки принудительно перемещено 215 и 119 машин соответственно. Автомобилей стало меньше? Нет. Автовладельцы стали более ответственными? Возможно. Как бы там ни было, люди стали внимательнее относиться к своему имуществу. А по-другому никак. Иначе машина из средства передвижения может превратиться в большую проблему.

Проблема не в машинах, а в стоянках

Мы спросили у наших читателей, а как они относятся к проблеме «законсервированных» автомобилей? 

Виктория ГАВРИЛЬЧИК, педагог-психолог, Борисов: 

— Мы с мужем живем в собственном доме, а потому под окнами стоит только одна машина – наша. Что касается так называемого автохлама, то настоящий ржавый автомобиль, на который без слез не взглянешь, я видела всего один раз. И то лет пятнадцать назад, на пустыре за школой. Сейчас такой, скорее всего, днем с огнем не сыщешь. 

Виктор МИНИН, строитель, Витебск: 

— А у вас есть автохлам? Не замечал. В Беларуси я всего полгода, сам из Смоленска. В моем дворе уже два с половиной  года стоит старая «Волга» с номерами. Она занимает полноценное парковочное место. Хозяина мы знаем, он живет в нашем доме. Но с ним говорить бесполезно: не помогают ни просьбы, ни угрозы. Сами вызвать эвакуатор мы не можем. Мое мнение: автохламу место на свалке. 

Татьяна ВИНОКУРОВА, продавец в салоне сотовой связи, Минск: 

— Я очень далека от автомобилей и всего, что с ними связано. Видимо, так на мне сказалось ДТП, в которое я попала с родителями в конце 1980-х годов. Скажу больше, любую крупную технику всегда стараюсь обойти стороной. И машины меня раздражают. Особенно когда выхожу во двор своего дома, а живу я в Малиновке. Они везде – возле подъезда, на тротуаре, некоторые вообще умудряются поставить своих «коней» на детскую площадку. И мне, откровенно говоря, все равно, какие из них на ходу, а какие колом стоят. Все равно наши дворы от них задыхаются. 

Николай ЛЕВКОВИЧ, индивидуальный предприниматель, Минск:

— Проблемы не вижу вообще. Ну не ездят на машине месяц-два, так пусть она и дальше стоит. Такие автомобили не в каждом дворе есть, их по пальцам пересчитать можно. И одно освободившееся парковочное место вряд ли глобально решит вопрос. Стоянки новые нужно строить. Тогда и не будем за каждое место биться, как за последнее.

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО
misnilena@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter