Стоянка по требованию

Сколько нужно новых автостоянок, чтобы разгрузить дворы?

Сколько нужно новых автостоянок, чтобы разгрузить дворы?

...Плюс автомобилизация всей страны

За несколько последних лет автомобиль для очень многих белорусов из роскоши превратился в средство передвижения. По данным выборочного обследования домашних хозяйств, проведенного Белстатом, за 2005—2008 годы обеспеченность личными автомобилями выросла с 26 до 33 машин из расчета на 100 семей. На начало нынешнего года, по данным ГАИ, в стране уже было 2,7 миллиона легковушек, в том числе около 2,3 миллиона — в личном пользовании граждан.
Очевидно, что количество машино-мест на автостоянках и в гаражных кооперативах прирастало не такими быстрыми темпами. Об этом можно судить по заставленным машинами дворам и обочинам дорог. На проблему указывают и очереди желающих получить то самое заветное машино-место.
Поэтому и не случайно, что появился Указ № 427 Президента, призванный активизировать строительство автостоянок и гаражей. Документ, вступающий в силу с 1 сентября, упрощает процедуру выделения земли, освобождает от уплаты ряда налогов и сборов. “Эти меры позволят уменьшить стоимость строительства и ремонта гаражей и автостоянок на 18 процентов”, — предполагают разработчики проекта указа.
Данный документ, отмечают в Минстройархитектуры, принимался прежде всего для решения проблем столицы, где автопарк личных авто уже перевалил за полмиллиона. Однако он предоставляет выгоды и для других регионов страны.

“Спальный” дефицит

За минувший год в Минске построили 20 плоскостных автостоянок. В нынешнем планируют еще примерно столько же.
— Особый дефицит в спальных микрорайонах, — отмечает заместитель директора столичного УП “Гаражи, стоянки, парковки” Петр Званкович. И перечисляет: Запад, Юго-Запад, Сухарево, Красный Бор...
Только в Малиновке, по его словам, в очереди более тысячи владельцев машин. В новом микрорайоне Дружба в текущем году предполагается открыть четыре стоянки примерно на 1,5 тысячи мест...
За месяц аренды места на стоянке этого предприятия нужно заплатить около 50 тысяч рублей. На некоторых частных стоянках тарифы порой вдвое выше. Но желающих предостаточно. И это вполне объяснимо: многие понимают, что лучше заплатить эти относительно небольшие деньги, чем раскошелиться намного больше на ремонт поцарапанной, помятой или даже побитой машины, оставленной на свой страх и риск около подъезда дома.

На зарезервированное место или “этажерку”

Гараж по нынешним временам — удовольствие не из дешевых. И хотя благодаря Указу № 427 стоимость строительства такой недвижимости может уменьшиться на 18 процентов, все же дешевле и быстрее, как считают специалисты, решать проблему нехватки машино-мест можно путем организации охраняемых стоянок.
— Если в каждом районе Минска строить в год больше, чем сейчас, — по пять стоянок (в среднем по 300 мест каждая), — то за три-четыре года всех желающих можно обеспечить, — считает Петр Званкович.
Кроме этого, по его мнению, для ускорения работ можно под стоянки временно отдавать площадки, на которых в перспективе планируется жилищное строительство. Дело до нового дома может дойти и через несколько лет. А за это время стоянкой воспользуются местные жители, к тому же они своими платежами пополнят казну.
Можно в некоторых дворах организовать и “личную” парковку.
— Некоторые автомобилисты, думаю, готовы платить, например, по 20 тысяч в месяц, чтобы иметь некое зарезервированное место около своего дома, — полагает замдиректора Петр Званкович. — Для них это проще, чем за две остановки добираться до охраняемой автостоянки. Вырученные средства можно использовать, например, на благоустройство дворовых территорий, строительство детских площадок.
Еще одно решение предлагают специалисты Минстройархитектуры. Они разработали два типовых проекта многоуровневых стоянок (на 250 и 500 мест). “Это будут не паркинги, а легкие “этажерки” с пандусами для съезда”, — объяснят разработчики. Как предполагается, восемь таких объектов могут появиться до 2013 года в новых микрорайонах столицы, возведение которых будет вестись за Минской кольцевой автодорогой.

А как в Витебске?

Алло, гараж?

В Витебске волны гаражных проблем разбиваются о лодку финансовой несостоятельности. Неплатежи владельцев гаражей в кассу гаражных кооперативов стали хронической болезнью для многих председателей ГСК.
— Из-за недостатка средств кооператив не может ни обеспечить достойную охрану, ни заасфальтировать дорогу внутри кооператива, провести благоустройство, — говорят в отделе жилищно-коммунального хозяйства Витебского горисполкома. — А ведь гаражные кооперативы — это такие же юридические лица, товарищества собственников. Но самим этим собственникам порой просто наплевать на то, что происходит вокруг. Особенно это касается молодых автовладельцев, которым гараж достался по наследству.
А где порядка нет — нет и безопасности. Многие водители говорят, что вероятность угона автомобиля более высока именно с территории ГСК, чем даже с неохраняемой автостоянки во дворе.
Знакомый водитель с десятилетним стажем приобрел гараж (купил по объявлению) задолго до приобретения автомобиля. Но когда купил подержанный “додж”, решил ставить его на платную охраняемую стоянку недалеко от дома, дескать, так безопаснее и удобнее. Гараж в двух километрах от дома стоял пустой, а владелец исправно платил членские взносы. В этом году прижал кризис — платить за стоянку 110 тысяч ежемесячно стало дороговато. Пришлось перебазироваться в ГСК.
— Но за десять лет кооператив почти не изменился, — говорит знакомый. — Дорога не ремонтируется. Об асфальте и речи нет. Зимой, если снега много, из гаража не выедешь.
Сегодня, когда железный конь стал просто средством передвижения, каждый автовладелец хочет держать свой транспорт поближе к дому и желательно в поле его зрения. Так спокойнее. К тому же ритм жизни таков, что иметь машину всегда под рукой становится просто необходимостью.
— Гаражи, которые далеко от жилья, теперь никому не нужны, — говорит начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Первомайского района Витебска Николай Баушин. —Так что кооператив кооперативу рознь. Одни так и остались недостроенными, и желающих получить место там нет. Другие пользуются особым спросом. Как таковой проблемы приобрести гараж нет. Но каждый ищет то, что ему больше подходит. А вот председателей кооперативов жаль. Они работают на честном слове. На их плечах и ремонт дороги, и освещение, и вывоз мусора, и охрана. А неплательщики взносов только пишут жалобы  на них.
Большинство гаражных кооперативов (а их в Витебске более 70) находятся на окраинах города. Затрачивать драгоценное время на ежедневные поездки в гараж работающему человеку нет никакого смысла. Поэтому этот вид собственности особым спросом пока не пользуется. Решаются на такую покупку чаще новоселы новых микрорайонов, которые возводятся вблизи этих самых гаражных кооперативов. Так что удачно купить, как и продать, — это непростое дело.

А как в Гродно?

Паркинг по вкусу, да не по карману

Для  Гродно, где по статистике  примерно на каждого третьего жителя приходится по автомобилю, проблема парковок и стоянок автотранспорта более чем актуальна. Чтобы понять насколько,  достаточно сопоставить цифры.
По данным ГАИ УВД Гродненского облисполкома, в городе около  100 тысяч единиц  автомобильного транспорта и примерно 25 тысяч в Гродненском районе. С каждым годом эта цифра растет стремительно. Если учесть, что во дворах  домов старой застройки по нормам на пять квартир полагалось одно парковочное место, можно представить, насколько машинам там стало тесно. И если у дома припарковаться  невозможно, гараж отсутствует, остается искать автостоянку.
Как рассказал корреспонденту “НГ” исполняющий обязанности начальника отдела капитального строительства и коммунального хозяйства Гродненского городского ЖКХ Сергей Садовский, на их балансе восемь платных автомобильных стоянок на 2219 автомобильных мест . В последние несколько лет новые не открывались. К сожалению, не решили проблему и частные автостоянки — их тоже недостаточно. Ситуация такова, что  многие гродненцы, даже продав автомобиль, продолжают платить за место на стоянке до тех пор, пока не приобретут новый.
Решить больную проблему городские власти попытались  прогрессивным способом — решили построить первый многоуровневый паркинг на 300 мест. Предполагалось, что, если горожанам этот паркинг придется по вкусу, будет дано добро на строительство еще семи, благо инвесторы проявили интерес. С задачей ведущая строительная организация ОАО “Гродножилстрой”  справилась, паркинг пришелся гродненцам по вкусу, но, увы, не по карману. Поэтому и остается пока  не вполне востребованным.
Строительство автомобильных стоянок заложено в проекты новых микрорайонов Гродно. А вот  владельцам автомашин, живущим в домах старой застройки, приходится по-прежнему занимать очередь, чтобы поставить своего железного коня на стоянку.

НГ” спросила

Волнует ли вас проблема парковки автомобилей?

Сергей ДРАГУН, индивидуальный предприниматель, Минск:
“Сейчас я оставляю машину на улице, во дворе. Хотелось бы купить гараж, чтобы можно было в спокойной обстановке поменять колесо, поковыряться в машине, отремонтировать ее. Я беспокоюсь за сохранность автомобиля без гаража — во дворе у нас много пьяниц, могут и машиной зацепить, выезжая из двора. Пока гараж не купил потому, что дешевые находятся очень далеко от дома, а дорогой вариант мне не по карману. Говорят, за последние полгода квартиры подешевели в два раза, а вот цены на гаражи практически не снизились и доступнее они пока не стали”.

Илья МОЛОХОВСКИЙ, начальник установки ОАО “Нафтан”, Новополоцк:
“Свой гараж я строю уже практически семь лет. В то время городские власти выделили участок земли под гаражный кооператив, чтобы перенести стихийно наставленные во дворах металлические гаражи и “ракушки”. Я в то время купил металлический гараж и вывез его на выделенное в новом кооперативе место. Некоторые другие члены гаражного кооператива сразу начали строить на своих участках капитальные гаражи и получили штрафы, так как проектная документация на строительство гаражного массива не была оформлена. При этом за проект с каждого из 300 членов кооператива взяли по 200 тысяч рублей. Тянулось оформление документов и устава около пяти лет. Но сейчас все наконец уладилось, планирую весной закончить стройку. Насколько я знаю, проблемы с выделением земли под гаражное строительство есть и сейчас. К примеру, в соседнем Полоцке в новом районе Аэродром сдают дом за домом, но машины все ставят под окнами, поскольку места под гаражный кооператив не предусмотрено. А гараж в Новополоцке сейчас стоит в среднем 3,5—5 тысяч долларов”.

Галина ШАВРОВА, пенсионерка, жительница Октябрьского района Минска:
“Весь двор у нас заставлен автомобилями, иногда даже мусорной машине проехать негде. Ночью можно проснуться от звука сигнализации. Если мест нет, некоторые автолюбители заезжают прямо на траву, портят разбитые нашими руками клумбы, перегораживают вход в подъезд. А что творится с обратной стороны дома! Там школа, детский сад, и детям приходится дышать выхлопными газами от десятков автомобилей! Я обращалась в милицию, к участковому, но те только разводят руками”.
Руслан ЗАРИПОВ, специалист по внешнеэкономической деятельности Брестского молочного комбината:
“У меня есть гараж, да и возле работы есть удобное место для парковки. Но проблемы, конечно, существуют. Возле рынка у нас в Бресте в час пик сложно припарковаться. Но это сложно, как правило, приезжим, а я знаю, куда подъехать, чтобы поставить машину. Если судить по моим знакомым, эта проблема решаема”.

Дмитрий, экономист, Минск:
“Я живу на въезде в столицу в районе метро “Восток” и поставить машину на платную стоянку прямо возле дома при всем желании не могу — там просто нет мест. Оставлять во дворе страшно — машин много, людей это очень раздражает, могут и гвоздем поцарапать, а как найдешь виноватого? Поэтому пока ставлю машину на платную стоянку на приличном расстоянии от дома. Чтобы оставить машину на сутки, там нужно заплатить 1—2 тысячи рублей, и мое авто и зимой и летом под открытым небом! Насколько я знаю, проблемы с парковками не только в Минске. Сейчас я ищу гараж, меня вполне устроила бы цена в четыре-пять тысяч долларов. Но найти хороший гараж из кирпича за эту сумму, признаюсь, сложновато...”

Александр ДАШКОВСКИЙ, инженер, Могилев:
“Я работаю на Могилевском лифтостроительном заводе, выплачиваю несколько кредитов, и, думаю, накопить на покупку гаража мне было бы сложно. Поэтому чуть больше месяца назад я встал в исполкоме на очередь на выделение участка для строительства гаража. Мне уже предложили два района для строительства, пока выбираю. Проблема в том, что они расположены очень далеко от моего дома. Пока машину оставляю на неохраняемой стоянке. Планирую весной взять в кредит около пяти миллионов рублей на стройматериалы и начать строить”.

Алена ЯСКО, “НГ”

Цифры и факты

  • В Минске насчитывается свыше 200 автостоянок и не менее 250 гаражных кооперативов и массивов. Однако, по оценкам экспертов, необходимо в несколько раз больше.
  • На учете ГАИ в Беларуси стоит свыше 2,7 миллиона легковых автомобилей, в том числе около 2,3 миллиона находящихся в личном пользовании граждан.
  • В Германии, по экспертным оценкам, темпы прироста автомобилей замедлились после того, как на тысячу жителей стало приходиться по 300 авто. Беларусь приближается к этому показателю. Означает ли это, что в перспективе спрос на машино-места на автостоянках и в гаражах пойдет на спад?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter