Стой, свистеть буду!

Дружинники ГАИ помогают пешеходам и фиксируют номера машин

Дружинники ГАИ не только помогают пешеходам, но и фиксируют номера машин нарушителей

Минчане не могли не обратить внимания: вот уже неделю, как в городе возле пешеходных переходов дежурят люди в ярких жилетах. Это добровольцы, которые помогают ГАИ в операции «Пешеход». Штрафовать водителей не штрафуют, а вот помочь пешеходам перейти дорогу всегда рады. В Минске каждый день дежурят около 400 дружинников. А влияет ли их присутствие у края дороги на поведение водителей?

Получив добро у ГАИ Советского района, подхожу к молодому человеку, дежурящему на улице Якуба Коласа недалеко от перекрестка с Сурганова и облачаюсь в салатовый жилет (вообще-то, девушек на такие задания не выставляют, но для меня инспекторы сделали исключение). Добровольца зовут Александр Кайлевич, он студент первого курса автотракторного факультета БНТУ. К слову, больше половины всех дружинников в Советском районе – студенты этого вуза.

Почему вызвался на эту работу? Объясняет: терпеть не может хамства на дорогах. К тому же после окончания учебы мечтает служить в ГАИ. На посту он два часа в день в самый час пик – с пяти до семи вечера. Помимо яркой спецформы и повязки, в его арсенале и свисток.

Становлюсь на край тротуара. Логично предположить, что, завидев мой «кислотный» наряд, водители будут снижать скорость перед переходами. На деле не совсем так. Вот группка девчушек уже ступила на «зебру», а мчащийся «фольксваген» даже и не думал тормозить, пролетел в полуметре.

– А вы записываете номера нарушителей? – спрашиваю.

– Если фиксировать номер каждого, кто не пропускает пешехода, за два часа можно целый блокнот исписать. Да и, как правило, нарушители проезжают так быстро, что номер не то что записать — разглядеть не успеешь, — отвечает Саша. – Тем не менее сведения дружинника о нарушителе могут стать поводом для приглашения водителя в ГАИ и дальнейшего разбирательства.

Если у перехода собралось несколько человек, дружинник может выйти на проезжую часть и остановить движение. Саше приходилось так делать не раз. Почтенный или, наоборот, юный возраст пешеходов не влияет на поведение тех, кто не привык уступать дорогу. Люди уже научены и начинают переход крайне осторожно: лучше перестраховаться и дождаться, пока вблизи не будет машин.

Раздается истошный звонок трамвая, за ним еще и еще один. Девушка на «лексусе» заехала одним колесом на рельсы, и теперь путь трамваю перекрыт. Вроде бы и место позволяет отъехать чуть-чуть вправо, но «паркетник» словно врос в землю. А ведь в трамвае тоже люди, которые спешат после работы домой. Саша стучит в окно «лексуса», предлагает девушке уступить дорогу – и проблемы как не бывало.

Зато сами трамваи, по словам Саши, на его участке дорогу пешеходам уступают всегда. Да и большинство водителей легковушек тоже. Хочется верить, что не из-за салатового жилета.

А вот водителей, которые, сев за руль, чувствуют превосходство над теми, кто передвигается не на автомобиле, понять трудно. Возможно, они не ездят на трамваях, но ведь на месте пешеходов-то оказываются...

---------------------------------------

Прямая речь

Дмитрий КОРЗЮК, начальник УГАИ ГУВД Мингорисполкома:

– Добровольные помощники ГАИ на дорогах – не ноу-хау. Эффективность такого метода профилактики аварийности налицо: за время операции на переходах, где дежурят дружинники, не было ни одного наезда на человека. Издалека ведь непонятно, кто дежурит на пешеходном переходе: сотрудник ГАИ или дружинник. Водители видят яркий жилет и снижают скорость, причем независимо от того, есть ли там пешеходы. К тому же дружинник выполняет не только профилактическую функцию: конечно, протокол на недобросовестного водителя он составить не может, но написать рапорт о нарушении, создании аварийной обстановки – вполне. Так что заядлые нарушители от наказания не уйдут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter