Стоп, машина! Загрязнение воздуха выхлопными газами превратилось в мировую проблему, поэтому и решать ее надо всем миром.

120 лет назад люди радовались появлению на свет первого автомобиля, а сегодня приходится решать проблему, как сохранить воздух чистым при таком обилии транспорта. Причем количество машин постоянно растет — ежеминутно в мире выпускается один автомобиль. С момента своего появления и до утилизации машина крайне негативно влияет на состояние окружающей среды, производя отходов почти в 50 раз больше своей массы. Акцентировать внимание на этих проблемах призвана международная акция “День без автомобиля”, которая ежегодно проводится 22 сентября.

Крупнейший загрязнитель

Впервые эта акция прошла во Франции в 1998 году, через пять лет к ней уже подключилось 35 стран, а сейчас — более сорока. Ежегодно День без автомобиля провозглашают свыше тысячи городов, включая большинство европейских столиц. В этот день ограничивается движение автотранспорта, люди пересаживаются на велосипеды, надевают роликовые коньки или перемещаются пешком.
— Несмотря на то что автотранспортный комплекс является важнейшей составляющей экономики, он в то же время и крупнейший загрязнитель окружающей среды, — подчеркнул министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Владимир Цалко. — Охрана атмосферного воздуха — одно из главных направлений в работе Минприроды. Снизить вредные выбросы в атмосферу помогают сразу несколько государственных и отраслевых программ, направленных на обновление автомобильного парка, разработку современных двигателей, повышение качества топлива, перевод техники на газ и электричество, развитие логистики и дорожной сети, системы мониторинга выбросов, упорядочение городского движения. Однако, как показывает опыт европейских стран, без привлечения общественности решить эту проблему практически невозможно.

Коптящие небо

Наша страна впервые присоединилась к международной акции “День без автомобиля” в 2008 году, и интерес к ней постоянно растет. Многие начинают осознавать серьезность экологических проблем, порождаемых автотранспортом. По белорусским дорогам ездит более 3 миллионов машин, на долю которых приходится две трети выбросов загрязняющих веществ.
Еще больше усугубляет ситуацию обилие автомобильных “раритетов”. В Беларуси до сих пор состоят на учете 108 тысяч “Запорожцев”, более 200 тысяч старых “Москвичей” и “Жигулей”. Многие из них по-прежнему на ходу и продолжают коптить небо. Кроме того, ежегодно в нашу страну ввозится около 200 тысяч “бэушек”, преимущественно десятилетнего возраста и, естественно, с солидным пробегом. По оценке специалистов, двигатель полностью отвечает всем экологическим требованиям лишь в первые семь лет эксплуатации. Когда он изнашивается, количество загрязняющих веществ в выхлопных газах начинает расти по всем показателям.
— Каждая машина за год проезжает в среднем 15 тысяч километров. За это время автомобиль сжигает около 2 тонн топлива, поглощая 30 тонн кислорода! В атмосферу выбрасываются сотни килограммов угарного газа, окислов азота, всевозможных углеводородов. В среднем за день в Беларуси вместе с отработавшими газами поступает в атмосферу более 3 тысяч тонн загрязняющих веществ, — привел “выхлопную” статистику начальник управления регулирования воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы Минприроды Сергей Завьялов.
Благо количество старых машин в последние годы начало сокращаться. Наиболее активно обновляют парк транспортные организации. Повлиять на частных владельцев сложнее, но такие механизмы есть, и они активно используются. Достучаться до каждого помогает и День без автомобиля.
— Если каждый задумается, как он может помочь снизить выбросы и предпримет конкретные действия, цель акции будет достигнута, — считает Сергей Завьялов.

Крути педали!

В этом году акции предшествовала масштабная информационно-просветительская кампания. К примеру, в Минске представители различных министерств и ведомств устроили в Центральном детском парке имени Максима Горького настоящий велосипедный “тест-драйв”. Отказавшись от служебных автомобилей, они прокатились с ветерком на самом экологичном виде транспорта, продемонстрировав свою готовность отказаться от автомобиля в пользу экологии и здоровья.
— Получила настоящий заряд бодрости и энергии! — поделилась впечатлениями заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Галина Волчуга. — Велосипед — не просто средство передвижения, это источник положительных эмоций. Пересаживаясь хотя бы иногда из автомобиля на двухколесный транспорт, мы приносим пользу не только окружающей среде, но и своему здоровью.
По словам Галины Волчуги, в Беларуси удалось взять под жесткий контроль выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками, однако в последние годы львиная доля выхлопов приходится именно на передвижные источники — автомобили, парк которых стремительно растет. И поскольку 85 процентов транспортных средств в нашей стране принадлежит частным владельцам, важно привлечь к решению “автомобильных” проблем как можно больше людей.
Заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко отдал предпочтение спортивному велосипеду с облегченной рамой — одной из последних разработок “Мотовело”. По его мнению, такой транспорт вполне способен уменьшить поток машин в наших городах.

Минус 250 тонн!

Акцию поддержали многие министерства, областные и городские исполнительные комитеты, концерны, государственные и частные компании, общественные организации и обычные граждане. По данным концерна “Белнефтехим”, 22 сентября в нашей стране реализация бензина снизилась на 12 процентов, дизельного топлива — на 8 процентов. И всего за один день удалось сократить выбросы в атмосферу на 250 тонн! Чтобы вместить такой объем загрязняющих веществ, потребовалось бы пять железнодорожных вагонов.
В Минске, где ездит каждый пятый легковой автомобиль страны, транспортный поток сократился на 10—20 процентов. По результатам наблюдений Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды Минприроды, 22 сентября концентрация диоксида азота и формальдегида в столичном воздухе сократилась в 1,5—3 раза. Снизились выбросы и других вредных веществ.
Тем не менее без пробок в этот день обойтись не удалось. Причем простаивали в них и те, кому вообще выезжать на дорогу не следовало бы. Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с УГАИ МВД организовали девять мобильных постов по контролю токсичности и дымности отработанных газов. Результаты оказались неутешительными: каждый шестой остановленный автомобиль коптил сверх нормы. Примерно такая же картина по всей стране.
Не осталось в стороне от акции и большинство регионов Беларуси. Например, в Гомельской области в ней участвовал 21 город, в Могилевской — 22. Наилучший результат по снижению выбросов удалось зафиксировать гомельским экологам. В наиболее задымленной части областного центра в районе Кузнечного моста концентрация диоксида азота уменьшилась почти в четыре раза.

Легальные зайцы

В этом году Минприроды выступило еще с одной любопытной инициативой. Оно обратилось в облисполкомы и Минский горисполком разрешить белорусским водителям в День без автомобиля пользоваться общественным транспортом бесплатно. Водительское удостоверение превратилось в проездной билет. Ну а тем, кто по каким-то причинам не мог обойтись без автомобиля, было предложено подвезти на работу соседей, решивших в этот день обойтись без машины. В европейских странах и у нас эта сопутствующая акция так и называется — “Подвези соседа”.
Традиционно активное участие в акции приняли и сами сотрудники Минприроды. Даже те, кто обычно приезжает на работу на машине, пересели на общественный транспорт, велосипед или пришли пешком.
— Это полезно делать не только 22 сентября, но и как можно чаще в любой другой день, — уверен Сергей Завьялов. — Прогулка пешком улучшает самочувствие и настраивает на рабочий лад. К тому же есть время полюбоваться городскими пейзажами, что не успеваешь сделать сидя за рулем.
К результативности таких акций некоторые относятся скептически: мол, отказ на день от автомобиля и экономия нескольких сотен тонн выбросов не решит проблему в целом.
— Акция рассчитана на долгосрочную перспективу, — подчеркнула Галина Волчуга. — Главное — привлечь внимание общественности, наглядно показать, какой вклад каждый из нас может внести в улучшение экологической ситуации, чтобы общими усилиями сделать воздух чище.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter