О дорожном травматизме

Стоп, машина!

Цифры для размышления: в прошлом году на дорогах Гродненской области погибли 86 человек. Большое горе для близких. Тяжелая утрата для всех... Но людских потерь могло быть намного больше, об этом говорит и печальная статистика прошлых лет. К примеру, в 2012–м ДТП унесли 107 жизней, в недалеком еще 2008–м — и вовсе 195. Что же надо сделать, чтобы количество смертельных случаев снизилось до минимума, а еще лучше — свелось к нулю?


Начальник Госавтоинспекции УВД Гродненского облисполкома Сергей Талатай убежден, что возможности для уменьшения дорожного травматизма с летальным исходом сегодня далеко не исчерпаны. Каких–то кардинальных шагов, крутых перемен в ближайшее время вряд ли стоит ждать (в последнее время и так по этому поводу принято немало новых законодательных документов), а вот сделать тонкую настройку сложного механизма дорожного движения крайне необходимо.


Не сказать чтобы на Гродненщине в прежние годы не боролись усердно с автомобильными происшествиями. ГАИ и тогда не дремала. Чего не хватало, так это четкой системы в работе. Требовалась своеобразная игра на опережение. То есть не просто фиксировать происшествия, наказывать их виновных, а приложить все усилия, чтобы предупредить беду.


Пять лет назад определили самые больные точки ДТП. Под особый контроль в первую очередь попали водители под градусом. Кнутом и пряником гаишники заставили их задуматься, прежде чем нетрезвыми садиться за руль. Метод ненавязчивого убеждения, уверен Сергей Талатай, постепенно дал отдачу. Одновременно сработали и строгие меры наказания. Еще за несколько лет до введения закона о конфискации авто в Гродно «пьяные» машины обязательно изымали до полной выплаты штрафа. Это отрезвляло любителей хмельной езды. Результат налицо: если пять лет назад по вине пьяных водителей в области было совершено 135 аварий, то в прошлом году — 54. А количество автомобилей, позвольте заметить, за это время почти удвоилось.


Еще одна острая проблема — пешеходы на дорогах. К сожалению, серьезного прорыва в безопасности любителей прогулок не произошло. Под колесами автомобилей в прошлом году погибли 35 человек (в 2012–м — 37). Но более 30 тысяч пешеходов были привлечены к административной ответственности за пренебрежение правилами дорожного движения.


Какое же нынче лицо у злостного нарушителя ПДД? В областной Госавтоинспекции составили своеобразный портрет горе–водителя. Если пять лет назад ему было в среднем 20 — 24 года, то теперь — 25 — 29. Лихач, как видим, повзрослел, но ума не набрался и остался все таким же неуправляемым дорожным хулиганом. Судите сами: 100 (!) и более раз за игнорирование правил наказывались 20 человек, причем все они из этой проблемной возрастной прослойки...


Начальник областной ГАИ обеспокоен и той критической ситуацией, которая сложилась на дорогах республиканского значения, проходящих по территории Гродненщины. Казалось бы, они должны быть самыми безопасными. На самом деле это далеко не так. Вот один печальный пример: в районе 113–го километра автомагистрали Гродно — Минск в 2013 году в авариях погибли 6 человек. И тут дело не в какой–то мистике. Многочисленному транспорту на М6 давно уже тесно. Трасса неоднозначная, скоростные участки прерываются узкой и даже холмистой полосой асфальта. Такой резкий контраст выбивает водителей из колеи в прямом и переносном смысле. Но сроки завершения капитального ремонта автомагистрали постоянно откладываются.


А ведь эта трасса, как и другие приграничные дорожные артерии, особенная. Здесь постоянно движется транзитный транспорт. В ГАИ мне назвали такой факт: ежесуточно по территории области проезжает более 3,5 тысячи грузовых фур «со стороны». К сожалению, не обходится без тяжелых ЧП: каждое пятое смертельное происшествие на дорогах области — «транзитное». Как снизить эту тревожную статистику? Ремонтом автомагистралей не ограничишься. Теперь уже не обойтись без насыщения трасс современным оборудованием. Пока в распоряжении гродненских гаишников есть только три места, оснащенных камерами видео– и фотонаблюдения. Весной добавят еще около 20 таких установок. Хорошо, но все равно этого мало.


...А транспортный парк Гродненской области продолжает расширяться. Только в прошлом году количество машин в самом автомобилизированном регионе страны увеличилось на 10 процентов. Всего же на учете состоит 507 тысяч единиц различного транспорта.


Так что, участники дорожного движения, не расслабляйтесь и не рассчитывайте только на бдительность сотрудников ГАИ. Берегите себя!


Советская Белоруссия №36 (24419). Вторник, 25 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter