Стоп-кран

В Украине встал ребром газовый вопрос
В Украине встал ребром газовый вопрос

Украина во второй раз наступила на одни и те же грабли. Еще не остыли крепкие выражения украинцев, которые звучали в очередях у пустых бензоколонок. Напомню, тогда премьер-министр Юлия Тимошенко, решив навести порядок на рынке, поссорилась с российскими нефтетрейдерами. Юлии Владимировне показалось, что российские нефтяные компании занимают слишком уж большое место на украинском рынке — те очень быстро доказали, что без них это место очень даже может быть пусто...

И вот новая проблема: по некоторым данным, глава «Газпрома» Алексей Миллер предложил своему украинскому коллеге рассчитывать цену на газ, исходя из принципа net back — ориентируясь на уровень цен на европейском рынке за вычетом расходов на транспортировку.

Исходя из этого принципа, оплата за газ в 2005 году для Украины составила бы около 160 долларов за 1 тыс. кубических метров. Сейчас Украина получает его из расчета 55 долларов. Нетрудно представить, что означает эта разница, например, для украинских металлургов — экономический крах, ибо их продукция конкурентоспособна на мировом рынке именно из–за демпинговых цен, которые, в свою очередь, «обязаны» дешевому российскому газу.

Украинская пресса, как и следовало ожидать, тут же наполнилась обиженными комментариями. А что тут обижаться? Обещал же Президент Путин недавно, что «со всеми партнерами СНГ Россия будет торговать энергоресурсами по мировым ценам» — за исключением Беларуси, с которой действуют союзные обязательства. Это и есть «реал политик».

Украина признала, что в этом году она стоит перед угрозой нехватки 10 процентов объема природного газа от ожидаемого уровня годового потребления. Председатель правления национальной нефтегазовой компании «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко сообщил, что он столкнулся с проблемой значительной нехватки газовых ресурсов в стране сразу после того, как новый президент Украины Виктор Ющенко назначил его на пост главы этой компании в марте этого года.

Он же рассказал средствам массовой информации, что прежнее руководство компании «Нефтегаз Украины» приняло решение закачать 7,6 млрд. кубометров газа, принадлежащего российскому ОАО «Газпром», в подземные газохранилища, используемые в качестве «буферного запаса газа» для поддержания рабочего давления в украинской газораспределительной сети.

От этих слов веет дежа–вю — что–то подобное мы уже слышали при старых украинских властях, только тогда фигурировали не подземные хранилища, а тайно откручиваемые вентили газовых задвижек от российских трубопроводов на территории Украины.

Только теперь Москва повела себя по–иному.

Президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Ющенко на минувшей неделе в телефонном разговоре обсудили сотрудничество между странами в газовой сфере. Подробности разговора не сообщаются, однако затем делегация «Газпрома» во главе с зампредами правления Александром Рязановым и Александром Медведевым прибыла в Киев и провела первый раунд переговоров по компенсации «пропавшего» из украинских хранилищ российского газа.

Украина заявила, что желает их выкупить. Представитель «Газпрома» Александр Медведев считает, что даже для ближайшего соседа — Украины — Россия не будет снижать цены на газ. «Поскольку этот газ предназначается для экспорта, естественно, мы предлагаем, что цена должна быть экспортной», — подчеркнул Медведев.

В то же время у газпромовской делегации был и более мягкий вариант с денежной точки зрения, но более жесткий и перспективный с политической: по информации «Времени новостей», г-да Рязанов и Медведев предложили украинским коллегам учесть этот газ в качестве оплаты экспортного транзита в текущем году. Казалось бы, для Киева выгодно зачесть газ по льготной цене в 50 долларов за тыс. кубометров, вместо того чтобы заплатить живыми деньгами (которых, к слову, ни у «Нефтегаза», ни у правительства страны нет) в три раза больше. Но эта мера вдвое увеличит дефицит газового баланса Украины на текущий год, покрытие которого будет всецело зависеть от доброй воли «Газпрома».

Стратегическое значение украинских магистральных газопроводов, по которым в страны ЕС поступает более 80 процентов российских экспортных поставок газа, дает Украине сильный козырь на переговорах с Россией. Но этот же фактор не позволяет ей отказаться от делового предложения, поступившего от «Газпрома». Это ключевой факт в «кредитной истории» самой Украины, с учетом которого с ней будут выстраивать отношения как восточные, так и западные соседи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter