Новые разработки и технический прогресс против терроризма

STOP для террориста

Промышленный форум в Минске стал площадкой для союзных инноваций

Чуть больше недели прошло после совещания у Президента России Владимира Путина по расширению применения природного газа в качестве моторного топлива. Решением российского правительства предусматривается, что не менее половины городского транспорта будет переведено на это экологичное горючее. И вот уже есть реальный ответ на эти инициативы.


В Минске на традиционном Белорусском промышленном форуме предприятие "Газпромтрансгаз Беларусь" представило широкую линейку автотранспорта, адаптированного для работы на газе. Тут и многотонный грузовик "КАМАЗ", и автобус большой вместимости "НефАЗ", и привычная "Газель", и развозной фургончик. К слову, новая топливная технология становится все более популярной в Беларуси. Эта тенденция будет крепнуть по мере строительства в стране газонаполнительных станций для автотранспорта.


Этот пример подтверждает экономическую выгодность для Беларуси и России Союзного государства и Таможенного союза. Отсутствие границ для перетока специалистов, капиталов и технологий, унификация ряда положений хозяйственного законодательства побуждает к обмену новациями. Зампредседателя президиума НАН Беларуси Сергей Чижик подводит меня к экспонатам академии, наиболее ярко демонстрирующим результаты сотрудничества двух стран. На стенде Объединенного института машиностроения видим небольшой круглой формы агрегат с отверстием посередине - это безредукторный исполнительный механизм для орбитальных аппаратов, созданный белорусскими и российскими учеными в соответствии с союзными программами "Космос-СГ" и "Космос-НТ". То, что механизм лишен традиционных шестерен, делает его намного более надежным и эффективным. Что и показали испытания в НПО им. Лавочкина, пока наземные. На очереди - изготовление и проверка летного образца.


А на соседнем стенде привлекла внимание ярко желтая металлическая конструкция с красноречивой надписью STOP. Ее назначение - остановить автомобиль нарушителя, возможно, террориста, рвущегося к особо важному объекту. В обычной обстановке это ограждение прячется в полотно дороги, не мешая проезду. Российские силовики разработали соответствующую конструкцию, но за консультацией обратились к белорусским ученым. Они внесли ряд принципиальных усовершенствований, резко повысивших ценность идеи. В итоге на свет появилось несколько типоразмеров надежных блокираторов. Российское предприятие, находящееся, в белорусском Гомеле, уже начинает производство новинки.


Сергей Чижик подводит меня к стенду, где демонстрируются незамысловатые на первый взгляд плоские пластиковые изделия, - прокладки для железнодорожных рельсов. Но за мнимой простотой скрывается серьезнейшая научная работа ученых Института механики металлополимерных систем НАНБ. По энергоемкости и долговечности детали в разы превосходят традиционные резиновые. Что и позволяет применять их на скоростных нагруженных железнодорожных линиях. Новинка успешно прошла стендовые испытания в ведущем отраслевом НИИ. ОАО "Российские железные дороги" приобрело первую партию белорусских полимерных прокладок.


Из России в Беларусь также движется поток ценных инноваций, убеждают стенды форума. Едва ли не центральное место в его экспозиции занимает павильон ОАО "Газпром". Его инвестиции в белорусскую экономику измеряются миллиардами долларов и постоянно растут. Нашло свою нишу в Беларуси и российское предприятие "Зарубежэнергопроект". Первый замдиректора его белорусской "дочки" Игорь Тепляков поясняет, в чем взаимовыгодность сотрудничества: головное предприятие получило доступ на уверенно развивающийся энергетический рынок, а сотни белорусских специалистов - квалифицированную работу. Проекты высокоэффективных энергоустановок они выполняют как для Беларуси, так и России.


Уже в июле на БелАЗе предполагается открытие завода тяжелых карьерных самосвалов грузоподъемностью до 450 тонн - львиная доля этой продукции предназначается России. На Белорусском металлургическом заводе в Жлобине будет создано производство металлопроката мощностью 700 тысяч тонн - продукция БМЗ широко используется российскими предприятиями разного профиля. В райцентре Столбцы создается производство высокопрочного чугуна для моторостроения - это позволит еще выше поднять уровень дизелей Минского моторного завода, традиционно используемых десятками российских заводов. Из таких фактов и состоит основа единой белорусско-российской промышленной политики, которой в последнее время обе страны уделяют особое внимание.


Досье "союза"


Промышленный форум состоялся в Минске уже восьмой раз. Под его эгидой прошли специализированная выставка "БелПромЭнерго", международный симпозиум "Технологии. Оборудование. Качество", конференция "Информационные технологии в промышленности"...


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter